Рабочая программа по литературе

 

 

Возраст детей:                                  5 класс

 

По учебному плану:                            70 часов в год      2 часа в неделю  

 

Срок реализации:                                2011 – 2012 учебный год

 

Педагог:                          Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории

 

 

 

Чайковский – 2011 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

Данная программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и опирается на содержание учебника – хрестоматии под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-              осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-              выразительное чтение художественного текста;

-              различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-              ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-              заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-              анализ и интерпретация произведения; 

-              составление планов и написание отзывов о произведениях;

-              написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-              целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 

5-6  классы.

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

 

Цель: развитие творческих способностей, интереса к чтению дополнительной литературы, расширение кругозора. 

 

       Задачи: 1. расширение знаний о писателях, изучение литературных произведений;

                      2.обогащение словарного запаса, ознакомление с новыми теоретическими понятиями;

                      3. развитие устной и письменной речи;

                      4. обучение составлению характеристик героев, анализу литературного произведения

                      5. приобщение к чтению дополнительной литературы.

 

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса.

 

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

 

 

- выявлять основную нравственную проблематику произведения;

 

- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

 

- прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;

 

- выразительное чтение стихотворений;

 

- подготавливать (устно или письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;

 

- аргументировать своё отношение к героям произведения;

 

- сочинять сказку, юмористический и фантастический рассказ;

 

- определять басню по её жанровым признакам;

 

- определять двусложный размер стиха.

 

 

 

 

 

 

Основные формы и методы работы.

 

- лекции;

- творческие, исследовательские задания;

- работа с дополнительной литературой, доклады, сообщения

 

     На занятиях используется индивидуальная, групповая, коллективная, массовая работа, викторины, игровые ситуации, составление и разгадывание кроссвордов, словесное рисование и т.д.

 

 

В основу обучения положены такие методы, как:

 

- работа под руководством учителя;

- самостоятельная учебная работа;

- репродуктивные методы;

- дедуктивные методы;

-  словесные;

- практические;

- технология проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

 

 

          1. Введение -1ч.

2.Мифы – 3 ч.

3.Фольклор – 2 ч.

4.Русские народные сказки – 2 ч.

5.Сказки народов мира- 3 ч.

6. Малые жанры фольклора – 7 ч.

7.Русская классическая литература – 23 ч.

8.Литература 20 века. Литературные сказки 20 века – 7 ч.

9. Проза русских писателей 20 века – 6 ч.

10.Мир братьев наших меньших – 1 ч.

11.Героическое прошлое России – 1 ч.

          12. Современная литература – 3 ч.

          13. Путешествия и приключения – 7 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование уроков литературы в 5 классе.

 

№ урока

  дата

                              тема

 теория лит-ры

    диагностика

 примечания

1

 

Литература – искусство слова.

 

 

 

 

Мифы.

 

2

 

Календарные мифы. Масленица.

Миф, виды мифов.

 

 

3

 

Мифы о сотворении мира.

 

 

Исследование:

Происхождение мира в мифах разных стран.

4

 

Древнегреческие мифы. « Золотые яблоки Гесперид».

 

Викторина.

 

 

 

Фольклор.

 

5

 

Фольклор. Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события. Художественные особенности.

Былина как русский народный эпос.

 

Исследование:

Черты сказки в былине.

6

 

Былина « Три поездки Ильи Муромца».

Сюжет, гипербола.

Тест.

 

 

 

 

Русские народные сказки.

 

7

 

Сказка как популярный жанр УНТ. Рассказчики и слушатели. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.

Сказка, виды сказок.

 

 

8

 

Волшебная сказка « Царевна-лягушка».

Художественные особенности волшебной сказки, волшебный сюжет, необычность героев.

Тест, иллюстрации, кроссворд.

 

 

Сказки народов мира.

 

9

 

« Тысяча и одна ночь». « Путешествия Синдбада-морехода».

Сюжет сказки ирреальная жизнь, путешествие как жанр.

Тест.

 

10

 

Вн./ чт. Сказки народов Прикамья.

 

 

Р/к

11

 

Р. Сочинение-сказка.

 

 

 

 

Малые жанры фольклора.

 

12

 

Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Отличие пословиц от поговорок.

Пословица, поговорка, афоризм.

 

Исследование:

Пословицы русские и других народов.

13

 

Загадка как один из видов фольклора. Особенности создания загадок. Типы и циклы загадок. Р. Придумать литературные загадки.

Загадка, особенности её строения.

Творческая работа.

 

14

 

Анекдот как один из жанров фольклора. Популярность анекдотов. Циклы.

Соединение жанров в лит-ре.

Конкурс анекдотов на школьную тему.

 

15

 

Песни. Частушки. Виды народных песен и их популярность.

Песня, частушка, музыка в произведениях фольклора.

 

 

16

 

Русский народный театр. Народная драма. « Озорник Петрушка».

Народная драма.

 

 

17

 

Исполнение драмы в лицах.

 

Чтение по ролям.

 

18

 

Итоговый урок по фольклору.

 

Викторина. Тест.

 

 

Русская классическая литература.

 

19

 

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. « Свинья под дубом», « Осёл и мужик».

Басня, аллегория, олицетворение.

Тест.

Наизусть « Свинья под дубом».

20

 

Вн./ чт. Сказы Бажова.

 

 

 

21

 

Р. Выразительное чтение басни.

 

 

 

22

 

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила». (пролог)

Поэма.

 

 

23

 

« Руслан и Людмила». Песнь 1.

 

 

 

24

 

« Руслан и Людмила». Песнь 2.

 

 

 

25

 

« Руслан и Людмила». Песнь 3. Победа добра над злом. Финал поэмы.

 

Литератур.игра, тест, кроссворды.

Отрывок наизусть.

26

 

А.С.Пушкин. Поэтические картины зимы. Р. Выразительное чтение.

 

 

 

27

 

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.

Двусложные размеры стиха, стопа.

Определение стихотворных размеров.

 

28

 

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Стихотворения.

Рифма.

Выразительное чтение.

 

29

 

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Поверье, быличка, типы пересказов.

 

 

30

 

Вн/ чт. Сказка « Общее счастье» ( из фольклора народов северного Кавказа).

 

 

 

31

 

Детство И.С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа « Муму». Знакомство с героями.

 

 

 

32

 

Герасим и его окружение.

 

Письменная проверочная работа.

 

33

 

Герасим и Муму. Счастливый год.

 

 

 

34

 

Р. Характеристика Герасима или барыни.

Портрет в литературном произведении.

Сочинение-характеристика.

 

35

 

Вн/ чт. Е. И. Носов « Трудный хлеб».

Честность, совесть.

 

Беседа о честном заработке.

36

 

Поэтический образ Родины.

Стихотворные размеры (ямб и хорей)

Выразительное чтение.

Одно наизусть (на выбор)

37

 

М.Ю.Лермонтов « Бородино».

Монолог и диалог в стихотворном произведении.

 

наизусть

38

 

Л.Толстой « Петя Ростов». Знакомство с героем.

Роман-эпопея, эпизод, фрагмент.

Пересказ.

 

39

 

Последний бой и гибель Пети.

 

 

 

40

 

М.А.Булгаков « Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения.

Прозаический текст и его инсценировка.

 

 

41

 

Итоговый урок по литературе 19 века.

Литературная игра. Тест.

 

 

 

Литература 20 века. Связь веков в поэзии 20 века.

Литературные сказки 20 века.

 

42

 

К.Г.Паустовский « Рождение сказки».

Пейзаж в сказке.

 

 

43-44

 

Х.К. Андерсен « Снежная королева».

Словесное рисование.

 

Беседа о понятии «власть».

45

 

А.Платонов « Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки.

Фольклор и литературная сказка.

 

Знакомство с понятиями «щедрость», « доброта».

46

 

Д.Родари « Сказки по телефону».

Лаконизм как одно из свойств художественного текста, его особенности и достоинства.

 

 

47

 

Вн./чт. А.Куприн « Чудесный доктор».

 

 

 

48

 

В. Набоков « Аня в стране чудес».

 

Иллюстрации.

 

49

 

Д.Толкин « Хоббит, или Туда и обратно».

Фэнтези как жанр

 

 

 

Проза русских писателей 20 столетия.

 

50

 

И.С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым», « За карасями». Знакомство юных рыболовов с Чеховым.

Название произведения.

 

 

51

 

Е.И.Замятин « Огненное А».

Юмор.

 

 

52

 

Очерк А.И.Куприна « Мой полёт».

Очерк.

Пересказ.

 

53

 

Р. Подготовка к написанию сочинения-повествования в жанре фантастического рассказа.

 

 

 

54

 

Поэтический образ Родины.

Лирическая проза.

 

Одно наизусть (на выбор)

55

 

Весна в стихах и лирической прозе М. Пришвина.

 

 

 

 

Мир наших братьев меньших.

 

56

 

С.А.Есенин « Песнь о собаке». В.Маяковский « Хорошее отношение к лошадям».

 

 

 

 

Героическое прошлое России.

 

57

 

Стихотворения о ВОВ. Р. Выразительное чтение.

Слово и музыка в их единстве.

Выразительное чтение.

 

 

Современная литература.

 

58

 

В.П.Астафьев « Васюткино озеро».

Автобиографический рассказ.

Составление таблицы « Использование народных примет в произведении».

 

 

59

 

 

Коллективная работа над сочинением «Как Васютка выжил в тайге?»

 

 

 

60

 

Туве Янссон « Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.

Литературная сказка и иллюстрация.

 

 

 

Путешествия и приключения.

 

61

 

Д.Дефо « Робинзон Крузо».

робинзонада

Беседа по ??

 

62

 

Р.Э.Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена».

Гротеск, литота.

 

 

63-64

 

М.Твен « Приключения Тома Сойера». Р. Сочинение « Мой любимый герой -фантазёр и путешественник».

прототип

Пересказ.

 

65

 

А.Линдгрен « Приключения Калле Блюмквиста».

Трилогия, детектив, сюжет.

 

 

66

 

Н.Гумилёв « Орёл Синдбада».

 

 

 

67

 

Б. Лесьмян « Новые приключения Синдбада-морехода».

Новая жизнь героев литературного произведения.

 

 

68

 

Вн./ чт. О. Уайльд « Мальчик-звезда».

 

 

 

69

 

Урок-игра по изученному материалу.

 

 

 

70

 

Задание на лето.

 

 

 

 

Всего: 70 часов.

Развитие речи: 8 часов.

Внеклассное чтение: 7 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1. Литература. Учебная хрестоматия  для 5 класса общеобразовательных учреждений.- Т.Ф.Курдюмова- М.: Просвещение, 2007.

 

2. Программа по литературе.

 

3. Турьянская Б.И, Комисарова Е.В.- Литература в 5 классе. – М: Русское слово, 2001.

 

4. Беломестных О.Б, Корнеева М.С.- Поурочные разработки по литературе 5 класс. – М: Вако,2004.

 

5. Черных О.Г. – Игровые уроки по литературе. 5 класс. – М: Вако, 2009.

 

6. Журнал для внеклассного чтения « Вокруг тебя – мир».

 

7. Смирнова В.Т. – Игровые уроки по литературе 5-7 классы. – М: Вако, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по литературе

 

 

Возраст детей:                                  7 класс

 

По учебному плану:                            70 часов в год      2 часа в неделю 

 

Срок реализации:                                2011 – 2012 учебный год

 

Педагог:                          Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории

 

 

 

Чайковский – 2011 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

Данная программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и опирается на содержание учебника – хрестоматии под редакцией В.Я.Коровиной.

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-              осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-              выразительное чтение художественного текста;

-              различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-              ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-              заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-              анализ и интерпретация произведения; 

-              составление планов и написание отзывов о произведениях;

-              написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-              целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

 

Цель: развитие творческих способностей, интереса к чтению дополнительной литературы, расширение кругозора. 

 

       Задачи: 1. расширение знаний о писателях, изучение литературных произведений;

                      2.обогащение словарного запаса, ознакомление с новыми теоретическими понятиями;

                      3. развитие устной и письменной речи;

                      4. обучение составлению характеристик героев, анализу литературного произведения;

                      5. чтение внепрограммных произведений – основа саморазвития.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса.

 

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

 

 

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

 

- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

 

- прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;

 

- выразительно читать стихотворения;

 

- подготавливать (устно или письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;

 

- аргументировать своё отношение к героям произведения;

 

- написать басню, стихотворение в прозе, письмо или дневник литературного героя;

 

- определять двусложный т трёхсложный размер стиха;

 

- определять род и жанр литературного произведения.

 

 

 

 

 

 

Основные формы и методы работы.

 

- лекции;

- творческие, исследовательские задания;

- работа с дополнительной литературой, доклады, сообщения

 

     На занятиях используется индивидуальная, групповая, коллективная, массовая работа, викторины, игровые ситуации, составление и разгадывание кроссвордов, словесное рисование и т.д.

 

 

В основу обучения положены такие методы, как:

 

- работа под руководством учителя;

- самостоятельная учебная работа;

- репродуктивные методы;

- дедуктивные методы;

-  словесные;

- практические;

- технология проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.

 

  1. Введение – 1ч.
  2. Устное народное творчество – 4 ч.
  3. Древнерусская литература – 2 ч.
  4. Русская литература 18 века- 3 ч.
  5. Русская литература 19 века – 19 ч.

     6. Русские писатели 40-60 гг. 19 века – 9 ч.

7. Дети и взрослые – 4 ч.

8. Жанр короткого рассказа – 2 ч.

9. «Край ты мой, родимый край» - 1 ч.

10. Русская литература 20 века – 3 ч.

     11. Жизнь и мечта в литературе 20 века – 3 ч.

     12. Тема милосердия в литературе 20 века – 3 ч.

     13. Русские поэты 20 века – 3 ч.

     14.« Тихая моя Родина» - 5 ч.

     15. Зарубежная литература – 5 ч.

     16. Итоги года – 1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Планирование уроков литературы в 7 классе.

 

№ урока

    дата

                                    тема

      теория      литературы

 диагностика

примечания

1

 

Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

 

 

 

 

Устное народное творчество.

 

2

 

Исторические и художественные основы былины. Былина « Вольга и Микула Селянинович».

УНТ, былина, жанры УНТ.

 

 

3

 

Прославление мирного труда народа-труженика. Микула – эпический герой.

Эпос, эпический герой.

Выразительное чтение.

 

4

 

Вн./чт «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

 

 

 

5

 

Р. Устное сочинение по картине В.М.Васнецова « Богатыри».

 

Иллюстрация к былине.

 

 

Древнерусская литература.

 

6

 

Образ выдающегося деятеля в ДРЛ. «Поучение Владимира Мономаха».

Поучение как жанр ДРЛ.

 

 

7

 

Идейно-художественное своеобразие « Повести о Петре и Февронии».

 

Пересказ.

Исследование:

Черты сказки вповести.

 

Русская литература 18 века.

 

8

 

М.В.Ломоносов – Человек, Учёный, Поэт. Личность и судьба гениального человека.

 

 

 

9

 

Знакомство с литературным творчеством Ломоносова.

 

Тест.

 

10

 

Знакомство с поэзией Г.Р.Державина. Её своеобразие.

 

 

 

 

Русская литература 19 века.

Взгляд на прошлое.

 

11

 

А.С.Пушкин. Поэма « Полтава» (песнь 1,3). Интерес Пушкина к истории.

 

 

 

12

 

Поэма « Полтава». Песнь 3. Образ Петра Великого.

 

 

 

13

 

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

Поэма. Историческая поэма.

Отрывок наизусть.

Исследование:

Образ Петра 1 в поэмах « Полтава» и « Медный всадник».

14

 

А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге». Своеобразие языка.

 

 

 

15

 

А.С.Пушкин. Отрывок из трагедии « Борис Годунов».

Трагедия.

Чтение в лицах.

 

16

 

Вн/чт. В.Гаршин « Сигнал».

Человечность, взаимопомощь.

Характеристики главных героев.

Исследование:

Каким мог быть финал, если бы главный герой поступил по-другому?

 

17

 

Зачёт. Блок поэзии от Ломоносова до Пушкина.

 

Тест.

 

18

 

М.Ю.Лермонтов. « Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Домострой.

Обычаи.

 

Отрывок наизусть.

19

 

Кулачный бой на Москве-реке.

Опричнина и опричники.

Выразительное чтение.

 

20

 

Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.

Образ Ивана Грозного.

Характер.

Характеристики Калашникова и кирибеевича

 

21

 

Вн./чт. А. Толстой « Князь Серебряный».

 

 

 

22

 

Н.В.Гоголь. Страницы биографии.

 

 

 

23

 

История создания повести « Тарас Бульба».

Понятие о литературном герое.

Тест.

 

24

 

Тарас Бульба и его сыновья.

 

Сравнительная характеристика сыновей Т.Б.

 

25

 

Жизнь, нравы и обычаи Запорожской Сечи.

Традиции.

Пересказ.

 

26

 

Трагедия Тараса Бульбы.

 

Анализ текста.

Составление характеристик.

Исследование:

В чём трагедия Т. Б.

27

 

Р. Сочинение по повести « Тарас Бульба».

 

 

 

28

 

Вн/чт. М.Пришвин « Голубая стрекоза».

 

 

 

29

 

Зачёт. Творчество Гоголя.

 

 

 

 

 

 

Русские писатели 40-60 гг. 19 века.

 

30

 

И.С.Тургенев « Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным и обездоленным.

 

 

 

31

 

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра.

Стихотворения в прозе. Белый стих.

Самостоятельное написание стихотворения в прозе.

Стихотворение « русский язык» наизусть.

32

 

Н.А.Некрасов. О поэте. Знакомство со стихотворениями « Еду ли ночью по улице тёмной» и « В больнице».

 

 

 

33

 

Н.А.Некрасов. Поэма « Русские женщины». Историческая основа поэмы. Работа над 1 частью.

Декабристы.

Выразительное чтение. Анализ.

 

34

 

Тема подвига русских женщин, отправляющихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Работа над 2 частью поэмы.

Подвиг.

Тест.

Исследование: в чём подвиг русских женщин?

35

 

М.Е.Салтыков-Щедрин. « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сатирическая сказка.

 

 

36

 

Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение его покорности.

Паразитизм, трудолюбие.

Плюсы и минусы в личности мужика (таблица).

Исследование:

За что автор осуждает мужика?

37

 

Вн/чт. Другие сказки Салтыкова-Щедрина.

 

 

 

38

 

Р. Самостоятельное написание сатирической сказки.

 

 

 

 

Дети и взрослые.

 

39

 

Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Первое произведение – повесть «Детство».

Автобиографическая повесть.

 

 

40

 

Главы из повести « Детство». Детство как открытие мира.

Мировоззрение.

Тест.

 

41

 

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя.

 

 

 

42

 

И.А.Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

 

Пересказ.

 

 

Жанр короткого рассказа.

 

43

 

А.П.Чехов. Рассказ « Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусливости и угодничества.

 

 

 

44

 

А.П.Чехов « Злоумышленник». Авторская позиция, юмор в рассказе.

Юмор.

Тест.

 

 

« Край ты мой, родимый край».

 

45

 

Стихотворения о родной природе.

 

Чтение и анализ.

Наизусть одно (на выбор).

 

Русская литература 20 века.

 

46

 

М.Горький. О писателе. « Детство»

 (1 глава), её автобиографический характер. Знакомство с героями.

Автобиографическая повесть.

Первоначальное представление о героях.

 

47

 

Яркое, здоровое, творческое в русской жизни. Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

 

 

 

48

 

Р. Сочинение-характеристика литературного героя.

 

 

 

 

Жизнь и мечта в литературе 20 века.

 

49

 

М.Горький. « Легенда о Данко».

 

 

 

50

 

Р. Устное сочинение « Голубые искры народной памяти».

 

 

 

51

 

Вн/чт. М.Булгаков « Стальное горло» (рассказ).

Профессионализм.

 

Исследование:

В чём подвиг врача?

 

Тема милосердия в литературе 20 века.

 

52

 

Л.Андреев « Кусака».Авторское отношение к событиям.

Ответственность за свои поступки.

Составление цитатного плана.

 

 

53

 

А.Платонов « Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Милосердие, сострадание, доброта.

Сочинение «Какого человека я считаю красивым?»

Исследование:

Чем рассказы « Юшка» и  «Неизвестный цветок» схожи?

54

 

Ф.Абрамов « О чём плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

Нравственность.

 

 

 

Русские поэты 20 века.

 

55

 

В.Маяковский « Необычайное приключение….». представления М. о роли поэзии в жизни человека и общества.

Ритм, лексика, тропы.

Выразительное чтение.

 

56

 

Песни огненных лет.

 

 

 

57

 

А.Т.Твардовский. О писателе. Пейзажная лирика Твардовского.

 

 

 

 

« Тихая моя Родина».

 

58

 

Ю.П.Казаков. О писателе и его рассказе  «Тихое утро».

 

 

 

59

 

Вн/чт Писатели Прикамья.

 

 

 

60

 

« Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

 

Тест.

 

61

 

Д.С.Лихачёв. Главы из книги « Земля родная».

Публицистика.

 

 

62

 

Стихотворения о родной природе поэтов 20 века. Стихи Брюсова, Сологуба, Заболоцкого, Рубцова».

 

Анализ понравившегося стихотворения.

Наизусть одно (на выбор)

 

Зарубежная литература.

 

63

 

Р.Бёрнс. О поэте. Стихотворение « Честная бедность». Грустный и шутливый характер произведения.

Шутка.

 

 

64

 

Э.По « Лягушонок». Внимание к униженному и оскорблённому.

 

Пересказ.

 

65

 

Д.Олдридж « Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века.

 

Аналитическая работа по тексту.

 

66

 

Д.Олдридж. Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять.

Ответственность.

 

 

67

 

Р. Какое произведение, изученное в этом году, мне больше всего понравилось и почему?

Отзыв.

 

 

68

 

Урок-игра по изученному материалу.

 

 

 

69

 

Итоги  года.

 

 

 

70

 

Задание на лето.

 

 

 

 

Всего: 70 часов.

Развитие речи: 6 часов.

Внеклассное чтение: 7 часов.

 

 

 

Литература.

 

1. Литература. Учебная хрестоматия  для 7 класса общеобразовательных учреждений.- Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 2004.

 

2. Программа по литературе.

 

3. Турьянская Б.И, Комисарова Е.В.- Литература в 7 классе. – М: Русское слово, 2001.

 

4. Золотарёва И.В.- Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М: Вако,2004.

 

5. Журнал для внеклассного чтения « Вокруг тебя – мир».

 

6. Полухина В.П. – Читаем. Думаем. Спорим. - М: Просвещение,2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по литературе для коррекционного класса 7 вида

 

 

 

Возраст детей:                                  6 «Б» класс

 

По учебному плану:                            70 часов в год      2 часа в неделю 

 

Срок реализации:                                2012 – 2013 учебный год

 

Педагог:                          Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории

 

 

 

Чайковский – 2012 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

Данная программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и опирается на содержание учебника – хрестоматии под редакцией В.П.Полухиной.

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-              осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанр

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz