Рабочая программа по литературе
Возраст детей: 7 класс
По учебному плану: 70 часов в год 2 часа в неделю
Срок реализации: 2011 – 2012 учебный год
Педагог: Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории
Чайковский – 2011 г.
Пояснительная записка.
Данная программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и опирается на содержание учебника – хрестоматии под редакцией В.Я.Коровиной.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
VII-VIII классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Цель: развитие творческих способностей, интереса к чтению дополнительной литературы, расширение кругозора.
Задачи: 1. расширение знаний о писателях, изучение литературных произведений;
2.обогащение словарного запаса, ознакомление с новыми теоретическими понятиями;
3. развитие устной и письменной речи;
4. обучение составлению характеристик героев, анализу литературного произведения;
5. чтение внепрограммных произведений – основа саморазвития.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
- выразительно читать стихотворения;
- подготавливать (устно или письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;
- аргументировать своё отношение к героям произведения;
- написать басню, стихотворение в прозе, письмо или дневник литературного героя;
- определять двусложный т трёхсложный размер стиха;
- определять род и жанр литературного произведения.
Основные формы и методы работы.
- лекции;
- творческие, исследовательские задания;
- работа с дополнительной литературой, доклады, сообщения
На занятиях используется индивидуальная, групповая, коллективная, массовая работа, викторины, игровые ситуации, составление и разгадывание кроссвордов, словесное рисование и т.д.
В основу обучения положены такие методы, как:
- работа под руководством учителя;
- самостоятельная учебная работа;
- репродуктивные методы;
- дедуктивные методы;
- словесные;
- практические;
- технология проектов.
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.
- Введение – 1ч.
- Устное народное творчество – 4 ч.
- Древнерусская литература – 2 ч.
- Русская литература 18 века- 3 ч.
- Русская литература 19 века – 19 ч.
6. Русские писатели 40-60 гг. 19 века – 9 ч.
7. Дети и взрослые – 4 ч.
8. Жанр короткого рассказа – 2 ч.
9. «Край ты мой, родимый край» - 1 ч.
10. Русская литература 20 века – 3 ч.
11. Жизнь и мечта в литературе 20 века – 3 ч.
12. Тема милосердия в литературе 20 века – 3 ч.
13. Русские поэты 20 века – 3 ч.
14.« Тихая моя Родина» - 5 ч.
15. Зарубежная литература – 5 ч.
16. Итоги года – 1 ч.
Планирование уроков литературы в 7 классе.
№ урока | дата | тема | теория литературы | диагностика | примечания |
1 |
| Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы. |
|
|
|
Устное народное творчество.
2 |
| Исторические и художественные основы былины. Былина « Вольга и Микула Селянинович». | УНТ, былина, жанры УНТ. |
|
|
3 |
| Прославление мирного труда народа-труженика. Микула – эпический герой. | Эпос, эпический герой. | Выразительное чтение. |
|
4 |
| Вн./чт «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
|
|
|
5 |
| Р. Устное сочинение по картине В.М.Васнецова « Богатыри». |
| Иллюстрация к былине. |
|
Древнерусская литература.
6 |
| Образ выдающегося деятеля в ДРЛ. «Поучение Владимира Мономаха». | Поучение как жанр ДРЛ. |
|
|
7 |
| Идейно-художественное своеобразие « Повести о Петре и Февронии». |
| Пересказ. | Исследование: Черты сказки вповести. |
Русская литература 18 века.
8 |
| М.В.Ломоносов – Человек, Учёный, Поэт. Личность и судьба гениального человека. |
|
|
|
9 |
| Знакомство с литературным творчеством Ломоносова. |
| Тест. |
|
10 |
| Знакомство с поэзией Г.Р.Державина. Её своеобразие. |
|
|
|
Русская литература 19 века.
Взгляд на прошлое.
11 |
| А.С.Пушкин. Поэма « Полтава» (песнь 1,3). Интерес Пушкина к истории. |
|
|
|
12 |
| Поэма « Полтава». Песнь 3. Образ Петра Великого. |
|
|
|
13 |
| Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». | Поэма. Историческая поэма. | Отрывок наизусть. | Исследование: Образ Петра 1 в поэмах « Полтава» и « Медный всадник». |
14 |
| А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге». Своеобразие языка. |
|
|
|
15 |
| А.С.Пушкин. Отрывок из трагедии « Борис Годунов». | Трагедия. | Чтение в лицах. |
|
16 |
| Вн/чт. В.Гаршин « Сигнал». | Человечность, взаимопомощь. | Характеристики главных героев. | Исследование: Каким мог быть финал, если бы главный герой поступил по-другому? |
17 |
| Зачёт. Блок поэзии от Ломоносова до Пушкина. |
| Тест. |
|
18 |
| М.Ю.Лермонтов. « Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Домострой. Обычаи. |
| Отрывок наизусть. |
19 |
| Кулачный бой на Москве-реке. | Опричнина и опричники. | Выразительное чтение. |
|
20 |
| Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. Образ Ивана Грозного. | Характер. | Характеристики Калашникова и кирибеевича |
|
21 |
| Вн./чт. А. Толстой « Князь Серебряный». |
|
|
|
22 |
| Н.В.Гоголь. Страницы биографии. |
|
|
|
23 |
| История создания повести « Тарас Бульба». | Понятие о литературном герое. | Тест. |
|
24 |
| Тарас Бульба и его сыновья. |
| Сравнительная характеристика сыновей Т.Б. |
|
25 |
| Жизнь, нравы и обычаи Запорожской Сечи. | Традиции. | Пересказ. |
|
26 |
| Трагедия Тараса Бульбы. |
| Анализ текста. Составление характеристик. | Исследование: В чём трагедия Т. Б. |
27 |
| Р. Сочинение по повести « Тарас Бульба». |
|
|
|
28 |
| Вн/чт. М.Пришвин « Голубая стрекоза». |
|
|
|
29 |
| Зачёт. Творчество Гоголя. |
|
|
|
Русские писатели 40-60 гг. 19 века.
30 |
| И.С.Тургенев « Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным и обездоленным. |
|
|
|
31 |
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. | Стихотворения в прозе. Белый стих. | Самостоятельное написание стихотворения в прозе. | Стихотворение « русский язык» наизусть. |
32 |
| Н.А.Некрасов. О поэте. Знакомство со стихотворениями « Еду ли ночью по улице тёмной» и « В больнице». |
|
|
|
33 |
| Н.А.Некрасов. Поэма « Русские женщины». Историческая основа поэмы. Работа над 1 частью. | Декабристы. | Выразительное чтение. Анализ. |
|
34 |
| Тема подвига русских женщин, отправляющихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Работа над 2 частью поэмы. | Подвиг. | Тест. | Исследование: в чём подвиг русских женщин? |
35 |
| М.Е.Салтыков-Щедрин. « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Сатирическая сказка. |
|
|
36 |
| Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение его покорности. | Паразитизм, трудолюбие. | Плюсы и минусы в личности мужика (таблица). | Исследование: За что автор осуждает мужика? |
37 |
| Вн/чт. Другие сказки Салтыкова-Щедрина. |
|
|
|
38 |
| Р. Самостоятельное написание сатирической сказки. |
|
|
|
Дети и взрослые.
39 |
| Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Первое произведение – повесть «Детство». | Автобиографическая повесть. |
|
|
40 |
| Главы из повести « Детство». Детство как открытие мира. | Мировоззрение. | Тест. |
|
41 |
| И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. |
|
|
|
42 |
| И.А.Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
| Пересказ. |
|
Жанр короткого рассказа.
43 |
| А.П.Чехов. Рассказ « Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусливости и угодничества. |
|
|
|
44 |
| А.П.Чехов « Злоумышленник». Авторская позиция, юмор в рассказе. | Юмор. | Тест. |
|
« Край ты мой, родимый край».
45 |
| Стихотворения о родной природе. |
| Чтение и анализ. | Наизусть одно (на выбор). |
Русская литература 20 века.
46 |
| М.Горький. О писателе. « Детство» (1 глава), её автобиографический характер. Знакомство с героями. | Автобиографическая повесть. | Первоначальное представление о героях. |
|
47 |
| Яркое, здоровое, творческое в русской жизни. Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. |
|
|
|
48 |
| Р. Сочинение-характеристика литературного героя. |
|
|
|
Жизнь и мечта в литературе 20 века.
49 |
| М.Горький. « Легенда о Данко». |
|
|
|
50 |
| Р. Устное сочинение « Голубые искры народной памяти». |
|
|
|
51 |
| Вн/чт. М.Булгаков « Стальное горло» (рассказ). | Профессионализм. |
| Исследование: В чём подвиг врача? |
Тема милосердия в литературе 20 века.
52 |
| Л.Андреев « Кусака».Авторское отношение к событиям. | Ответственность за свои поступки. | Составление цитатного плана. |
|
53 |
| А.Платонов « Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | Милосердие, сострадание, доброта. | Сочинение «Какого человека я считаю красивым?» | Исследование: Чем рассказы « Юшка» и «Неизвестный цветок» схожи? |
54 |
| Ф.Абрамов « О чём плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | Нравственность. |
|
|
Русские поэты 20 века.
55 |
| В.Маяковский « Необычайное приключение….». представления М. о роли поэзии в жизни человека и общества. | Ритм, лексика, тропы. | Выразительное чтение. |
|
56 |
| Песни огненных лет. |
|
|
|
57 |
| А.Т.Твардовский. О писателе. Пейзажная лирика Твардовского. |
|
|
|
« Тихая моя Родина».
58 |
| Ю.П.Казаков. О писателе и его рассказе «Тихое утро». |
|
|
|
59 |
| Вн/чт Писатели Прикамья. |
|
|
|
60 |
| « Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. |
| Тест. |
|
61 |
| Д.С.Лихачёв. Главы из книги « Земля родная». | Публицистика. |
|
|
62 |
| Стихотворения о родной природе поэтов 20 века. Стихи Брюсова, Сологуба, Заболоцкого, Рубцова». |
| Анализ понравившегося стихотворения. | Наизусть одно (на выбор) |
Зарубежная литература.
63 |
| Р.Бёрнс. О поэте. Стихотворение « Честная бедность». Грустный и шутливый характер произведения. | Шутка. |
|
|
64 |
| Э.По « Лягушонок». Внимание к униженному и оскорблённому. |
| Пересказ. |
|
65 |
| Д.Олдридж « Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей – одна из острых проблем века. |
| Аналитическая работа по тексту. |
|
66 |
| Д.Олдридж. Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять. | Ответственность. |
|
|
67 |
| Р. Какое произведение, изученное в этом году, мне больше всего понравилось и почему? | Отзыв. |
|
|
68 |
| Урок-игра по изученному материалу. |
|
|
|
69 |
| Итоги года. |
|
|
|
70 |
| Задание на лето. |
|
|
|
Всего: 70 часов.
Развитие речи: 6 часов.
Внеклассное чтение: 7 часов.
Литература.
1. Литература. Учебная хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений.- Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 2004.
2. Программа по литературе.
3. Турьянская Б.И, Комисарова Е.В.- Литература в 7 классе. – М: Русское слово, 2001.
4. Золотарёва И.В.- Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М: Вако,2004.
5. Журнал для внеклассного чтения « Вокруг тебя – мир».
6. Полухина В.П. – Читаем. Думаем. Спорим. - М: Просвещение,2000.
Рабочая программа по литературе для коррекционного класса 7 вида
Возраст детей: 6 «Б» класс
По учебному плану: 70 часов в год 2 часа в неделю
Срок реализации: 2012 – 2013 учебный год
Педагог: Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории
Чайковский – 2012 г.
Пояснительная записка.
Данная программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и опирается на содержание учебника – хрестоматии под редакцией В.П.Полухиной.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанр