Рабочая программа по русскому языку
Возраст детей: 8 класс
По учебному плану: 105 часов в год 3 часа в неделю
Срок реализации: 2012 – 2013 учебный год
Педагог: Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории
Чайковский – 2012 г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе примерной программы с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Обучение русскому языку в 8 классе ведётся по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко.
Учебник рекомендован Министерством образования РФ.
Главная цель в обучении русскому языку в общеобразовательной школе состоит в том, чтобы
- обеспечить языковое развитие учащихся;
- помочь овладеть им речевой деятельностью;
- сформировать умения и навыки грамотного письма;
- научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается работа по развитию речи. На данную работу отведено 17 часов учебного времени. Это как работа по формированию устной речи, так и письменной. В 8 классе учащиеся расширяют знания по стилям речи, знакомятся подробно с публицистическим стилем речи, учатся писать тексты разных типов, продолжается работа по развитию связной речи.
Цели преподавания русского языка обуславливают следующие задачи:
1. вооружение основами знаний о родном языке;
2. развитие языкового чутья;
3. формирование прочных лингвистических, пунктуационных, орфографических навыков;
4.развитие устной и письменной речи;
5.обогащение словарного запаса;
6. формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;
7. подготовка к ЕГЭ.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;
- находить орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8 классе;
- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, прямой речью, обособленными членами предложения, правильно оформлять цитаты;
- уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, подробно и сжато излагать повествовательные тексты, составлять простой план;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, толковыми словарями;
-составлять сложный план;
- знать словарные слова за курс 8 класса;
- писать сочинения разных видов, определять тип и стиль речи.
Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе.
- Функции русского языка в современном мире - 1 ч.
- Повторение изученного в 5-7 классах – 7 ч
- Синтаксис и пунктуация. Словосочетание – 3 ч.
- Предложение. Простое предложение – 5ч.
- Двусоставные предложения. Главные члены предложения – 9 ч.
- Второстепенные члены предложения – 8 ч.
- Односоставные предложения – 13 ч.
- Однородные члены предложения – 15 ч.
- Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями – 11 ч.
10. Предложения с обособленными членами – 21 ч.
11. Способы передачи прямой речи –4 ч.
12. Повторение за курс 8 класса – 8 ч.
Поурочное планирование уроков русского языка в 8 классе.
№ урока | дата | тема | виды контроля | примечания |
1 |
| Функции русского языка в современном мире. |
|
|
Повторение изученного в 5-7 классах.
2 |
| Фонетика и графика. Орфография. |
|
|
3 |
| Морфемика и словообразование. | Тест. |
|
4 |
| Лексика и фразеология. | Тест. |
|
5 |
| Морфология. | Тест. |
|
6 |
| Р. Стили речи. Строение текста. | Анализ текста. |
|
7 |
| Р. Стили речи. |
|
|
8 |
| Контрольный диктант. |
|
|
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
9 |
| Словосочетания, их строение и грамматическое значение. | Разбор словосочетаний. |
|
10-11 |
| Связь слов в словосочетании. | Тест. |
|
Предложение. Простое предложение.
12 |
| Предложение как средство выражения мысли. Строение словосочетания. |
|
|
13 |
| Повторим орфографию (НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О, Е ). | Тест. |
|
14 |
| Грамматическое значение предложения. |
|
|
15 |
| Порядок слов в предложении. Логическое ударение. |
|
|
16 |
| Р. Сочинение ( описание памятника) |
|
|
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
17 |
| Подлежащее. |
| ИКТ |
18 |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Самостоятельная работа. |
|
19 |
| Повторим орфографию (правописание глаголов) | Тест. |
|
20 |
| Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. |
|
|
21 |
| Р. Изложение с описанием местности. |
|
|
22 |
| Составное именное сказуемое. |
|
|
23-24 |
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Тест. |
|
25 |
| Р. Изложение с элементами сочинения-рассуждения. |
|
|
Второстепенные члены предложения.
26 |
| Дополнение. |
| ИКТ |
27 |
| Определение. |
|
|
28 |
| Приложение. | Тест. | Исследование: Это необычное определение. |
29-30 |
| Р-Р. Изложение «Прощание с Пушкиным». |
|
|
31-32 |
| Обстоятельство. | Синтаксический разбор. |
|
33 |
| Контрольный диктант. |
|
|
Односоставные предложения.
34-35 |
| Определённо-личные предложения. |
| ИКТ |
36 |
| Неопределённо-личные предложения. | Проверочная работа. |
|
37-38 |
| Безличные предложения. |
|
|
39 |
| Назывные предложения. |
|
|
40-41 |
| Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | Тест. | Исследование: Роль односост. предл. в тексте. |
42 |
| Контрольный диктант. |
|
|
43-44 |
| Неполные предложения. |
|
|
45-46 |
| Р-Р. Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова». |
|
|
Однородные члены предложения.
47 |
| Понятие об однородных членах. |
|
|
48-49 |
| Однородные и неоднородные определения. |
|
|
50-52 |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | Графический диктант. |
|
53-55 |
| Обобщающие слова при однородных членах. | Графический диктант. |
|
56 |
| Написание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях. | Тест. |
|
57 |
| Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | Словарный диктант. |
|
58 |
| Закрепление материала. | Тест. |
|
59-60 |
| Р-Р. Сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего края (города, села). |
|
|
61 |
| Контрольный диктант. |
|
|
Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями.
62-63 |
| Обращение и знаки препинания при нём. | Тест. |
|
64-68 |
| Вводные слова и знаки препинания при них. | Проверочная работа. |
|
69-70 |
| Р-Р. Сочинение-рассуждение публицистического характера. |
|
|
71 |
| Контрольный диктант. |
|
|
72 |
| Повторим орфографию (падежные окончания прилагательных, причастий). | Тест. |
|
Предложения с обособленными членами.
73 |
| Понятие об обособленных членах предложения. |
| ИКТ |
74-75 |
| Обособление согласованных и несогласованных распространённых и нераспространённых приложений. |
|
|
76 |
| Обособление определений с обстоятельственным оттенком. |
|
|
77 |
| Обособление определений, относящихся к личному местоимению. | Словарная работа. |
|
78-79 |
| Обособление согласованных приложений. |
|
|
80 |
| Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. | Тест. |
|
81 |
| Повторение изученного по теме. |
|
|
82-83 |
| Р-Р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. |
|
|
84 |
| Контрольный диктант. |
|
|
85-88 |
| Обособление обстоятельств. | Самостоятельная работа. |
|
89-90 |
| Обособление уточняющих членов предложения. |
|
|
91 |
| Урок-зачёт по теме «Обособленные члены предложения». |
|
|
92 |
| Контрольный диктант. |
|
|
93 |
| Повторим орфографию (написание наречий). |
|
|
Способы передачи прямой речи.
94-95 |
| Предложения с прямой речью. | Творческая работа. | ИКТ |
96 |
| Предложения с косвенной речью. |
|
|
97 |
| Цитаты и знаки препинания при них. | Тест. |
|
98-105 |
| Повторение за курс 8 класса. ( из них 2 часа- Р-Р). |
|
|
Всего: 105 часов.
Развитие речи: 17 часов.
Литература
1. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс.- Бархударов С.Г., Крючков С.Е.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе .-М.: Просвещение, 2003.
3. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. – Программа по русскому языку. – М: Просвещение, 2000.
4. Коршунова Н.Н. Тесты по русскому языку.
5. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка.- М. : Просвещение,2001.
6. Шенкман В.И..Тесты для повторения и обобщения изученного по русскому языку в 8-м классе.- Пермь: ПОИПКРО, 2006.
Рабочая программа по русскому языку
Возраст детей: 6 класс
По учебному плану: 210 часов в год 6 часов в неделю
Срок реализации: 2012 – 2013 учебный год
Педагог: Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории
Чайковский – 2012г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе примерной программы с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Обучение русскому языку в 6 классе ведётся по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Учебник рекомендован Министерством образования РФ.
Главная цель в обучении русскому языку в общеобразовательной состоит в том, чтобы
- обеспечить языковое развитие учащихся;
- помочь овладеть им речевой деятельностью;
- сформировать умения и навыки грамотного письма;
- научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается работа по развитию речи. На данную работу отведено 25 часов учебного времени. Это как работа по формированию устной речи, так и письменной. В 6 классе учащиеся расширяют знания по стилям речи, знакомятся подробно с официально-деловым стилем речи, учатся писать тексты разных типов, продолжается работа по развитию связной речи.
Цели преподавания русского языка обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в системе славянских народов;
- обеспечить усвоение определённого круга знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, пунктуации;
- развивать устную и письменную речь учащихся, расширять словарный запас.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;
- находить орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;
- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, подробно и сжато излагать повествовательные тексты, составлять простой план;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, толковыми словарями;
-составлять сложный план;
- знать словарные слова за курс 6 класса.
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
- Русский язык – один из развитых языков мира – 1 ч.
- Повторение изученного в 5 классе (12+3 Р.)
- Лексика и фразеология (10 + 2 Р.)
- Словообразование и орфография (27 + 4 Р.)
- Морфология и орфография (23 + 3 Р.)
- Имя прилагательное (24 + 3 Р.)
- Глагол (31 + 5 Р.)
- Имя числительное (19 + 2Р.)
- Местоимение (18 + 3 Р.)
10. Повторение изученного за год - 20 ч.
Поурочное планирование уроков русского языка в 6 классе
№ урока | дата | тема | виды контроля | примечания |
1 |
| Русский язык – один из развитых языков мира. |
|
|
Повторение изученного в 5 классе (12 + 3 Р)
2 |
| Тест. Его анализ. |
|
|
3 |
| Фонетика. Орфография. |
|
|
4 |
| Части речи. Орфограммы в приставках и корнях слов. | Разбор по составу, морфологический разбор. |
|
5-6 |
| Орфограммы в корнях слов. | Словарный диктант. |
|
7 |
| Части речи. |
|
|
8 |
| Орфограммы в окончаниях слов. | Тест. |
|
9 |
| Р. Сочинение «Моё любимое растение (животное) и пр. (упр.24). |
|
|
10-11 |
| Словосочетание. Простое и сложное предложение. | Разбор словосочетаний и предложений. |
|
12 |
| Закрепление материала. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
13 |
| Контрольный диктант. |
|
|
14 |
| Работа над ошибками. |
|
|
15 |
| Р. Текст. | Анализ текста. |
|
16 |
| Р. Стили речи. | Анализ текста. |
|
Лексика и фразеология.
(10+2Р.)
17 |
| Повторение изученного в 5 классе. |
|
|
18 |
| Р. Словари. |
|
|
19 |
| Р. Изложение «Собиратель русских слов». |
|
|
20-21 |
| Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. | Аналитическая работа по тексту. |
|
22-24 |
| Заимствованные слова. | Работа со словарём. |
|
25 |
| Устаревшие и новые слова. | Работа со словарём. | Исследование: Нахождение в тексте устар. слов, фразеологизмов. |
26-27 |
| Фразеологизмы. | Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму. |
|
28 |
| Повторение по теме «Лексика». |
|
|
Словообразование и орфография.
(27 + 4Р.)
29-30 |
| Повторение изученного в 5 классе. |
|
|
31 |
| Р. Описание помещения. |
|
|
32 |
| Буквы О-А в корне КОС, КАС. | Словарный диктант. |
|
33-35 |
| Буквы О-А в корне ГОР, ГАР. | Тест. |
|
36 |
| Контрольный диктант. |
|
|
37 |
| Анализ контрольного диктанта. |
|
|
38-40 |
| Основные способы образования слов в русском языке. | Разбор по составу и словоо |