Рабочая программа по русскому языку

 

 

Возраст детей:                                  7 класс

 

По учебному плану:                            140 часов в год      4 часа в неделю 

 

Срок реализации:                                2011 – 2012 учебный год

 

Педагог:                          Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории

 

 

 

Чайковский – 2011 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

      Обучение русскому языку в 7 классе ведётся по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Учебник рекомендован Министерством образования РФ.

      Главная цель в обучении русскому языку в общеобразовательной состоит в том, чтобы

 - обеспечить языковое развитие учащихся;

 - помочь овладеть им речевой деятельностью;

 - сформировать умения и навыки грамотного письма;

 - научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

    В соответствии с целью обучения усиливается работа по развитию речи. На данную работу отведено  25 часов учебного времени. Это как работа по формированию устной речи, так и письменной. В 7 классе учащиеся расширяют знания по стилям речи, знакомятся подробно с публицистическим стилем речи, учатся писать тексты разных типов, продолжается работа по развитию связной речи.

     Цели преподавания русского языка обуславливают следующие задачи:

 - дать учащимся представление о роли языка в системе славянских народов;

 - обеспечить усвоение определённого круга знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису,  пунктуации;

 - развивать устную и письменную речь учащихся, расширять словарный запас.

 

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса.

 

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

 

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;

- находить орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе;

- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях с обособленными членами;

 - уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, подробно и сжато излагать тексты разных функциональных стилей, составлять сложный план;

- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, толковыми словарями;

- характеризовать изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами;

- обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах знаки препинания.

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе.

 

 

 

  1. Введение – 1ч.
  2. Повторение изученного в 5-6 классах – 11ч. (из них- 3Р)
  3. Причастие – 27 ч. (из них – 4Р)
  4. Деепричастие – 12 ч. (из них- 2Р)
  5. Наречие – 25 (из них- 7Р)
  6. Категория состояния – 5 ч. (из них- 2Р)
  7. Служебные части речи. Предлог – 14 ч. (из них – 2Р)
  8. Союз – 15 ч. (из них- 2Р)
  9. Частица – 15 ч. (из них – 3Р)

10. Междометие – 3 ч.

11. Повторение изученного в 7 классе – 8 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы и методы работы.

 

- лекции;

- творческие, исследовательские задания;

- работа с дополнительной литературой, доклады, сообщения

 

     На занятиях используется индивидуальная, групповая, коллективная, массовая работа, викторины, игровые ситуации, составление и разгадывание кроссвордов, словесное рисование и т.д.

 

 

В основу обучения положены такие методы, как:

 

- работа под руководством учителя;

- самостоятельная учебная работа;

- репродуктивные методы;

- дедуктивные методы;

-  словесные;

- практические;

- технология проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование уроков русского языка в 7 классе.

 

  № урока

   дата

                               тема

        виды контроля

    примечания

1

 

Русский язык как развивающееся явление.

 

 

 

Повторение изученного в 5-6 классах.

 

2

 

Синтаксис. Синтаксический разбор.

 

 

3

 

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Тест.

 

4

 

Лексика и фразеология.

Самостоятельная работа.

 

5

 

Фонетика и графика. Фонетический разбор слова.

Фонетический разбор слова.

 

6

 

Словообразование и орфография.

Кроссворд. Тест.

 

7

 

Морфемный и словообразовательный разборы.

Разбор по составу, словообразовательный разбор.

 

8

 

Морфология и орфография.

Анализ текста.

 

9

 

Контрольный диктант.

 

 

10

 

Р. Текст.

 

 

11

 

Р. Стили литературного языка.

Анализ текста.

 

12

 

Р.Сочинение по картине.

 

 

 

Причастие.

 

13

 

Причастие как часть речи.

 

ИКТ

14

 

Морфологические признаки глагола у причастия.

 

Исследование:

Признаки глагола и прилаг. у прич.

15

 

Морфологические признаки прилагательного у причастия.

Тест.

 

16

 

Р. Публицистический стиль.

 

 

17

 

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

 

 

18

 

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

 

 

19

 

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Тест.

ИКТ

20-21

 

Р.-Р.Описание внешности человека.

 

 

22

 

Действительные и страдательные причастия.

 

 

23

 

Действительные причастия настоящего времени.

Самост.работа.

 

24

 

Действительные причастия прошедшего времени.

 

 

25

 

Страдательные причастия настоящего времени.

Проверочная работа.

 

26

 

Страдательные причастия прошедшего времени.

 

 

27

 

Краткие страдательные причастия.

Тест.

 

28

 

Гласные перед одной и двумя Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Тест.

 

29

 

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных.

Тест.

 

30

 

Контрольный диктант.

 

 

31

 

Работа над ошибками.

 

 

32

 

Морфологический разбор причастия.

 

 

33

 

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Тест.

 

34

 

Р. Выборочное изложение.

 

 

35

 

Буквы Е - Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Проверочная работа.

 

36-37

 

Повторение темы «Причастие».

Тест.

 

38

 

Контрольный диктант.

 

 

39

 

Работа над ошибками.

 

 

 

Деепричастие.

 

40

 

Деепричастие как часть речи.

 

ИКТ

41

 

Морфологические признаки деепричастия.

 

 

42

 

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Орфографическая диктовка.

 

43

 

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

 

 

44

 

Деепричастия несовершенного вида.

Словарная работа.

 

45

 

Деепричастия совершенного вида.

Тест.

 

46-47

 

Р-Р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

 

 

48

 

Морфологический разбор деепричастий.

 

 

49

 

Повторение темы « Деепричастие».

Тест.

 

50

 

Контрольный диктант.

 

 

51

 

Работа над ошибками. Тестирование.

 

 

Наречие.

 

52

 

Наречие как часть речи.

 

 

53

 

Смысловые группы наречий.

Тест.

ИКТ

54

 

Способы образования наречий.

Тест.

 

55-56

 

Р-Р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

 

 

57

 

Степени сравнения наречий.

Проверочная работа.

 

58

 

Морфологический разбор наречия.

 

 

59

 

Контрольный диктант.

 

 

60

 

Работа над ошибками.

 

 

61

 

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О,Е.

Тест.

 

62

 

Буквы Е - И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

Выборочный диктант.

 

63-64

 

Р-Р.Изложение с элементами сочинения.

 

 

65

 

Одна и две Н в наречиях на О, Е.

Тест.

 

66

 

Р. Описание действий.

 

 

67

 

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Тест.

 

68

 

Буквы О и А на конце наречий.

 

 

69-70

 

Р-Р. Сочинение по картине Е. М. Широкова « Друзья».

 

 

71

 

Дефис между частями слова в наречиях.

Тест.

 

72

 

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

 

 

73

 

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Проверочная работа.

 

74

 

Повторение темы « Наречие».

Тест.

 

75

 

Контрольная работа.

 

 

76

 

Работа над ошибками.

 

 

 

Категория состояния.

 

77-78

 

Категория состояния. Морфологический разбор.

 

 

79-80

 

Р-Р.Изложение (описание действий).

 

 

81

 

Повторение темы « Категория состояния».

 

 

 

Служебные части речи.

Предлог.

 

82

 

Служебные части речи.

 

 

83

 

Предлог как часть речи.

Самост.работа

 

84

 

Употребление предлогов.

 

 

85

 

Производные и непроизводные предлоги.

Классификационный диктант.

 

86

 

Простые и составные предлоги.

 

 

87

 

Морфологический разбор предлога.

 

 

88-89

 

Р-Р. Сочинение по картине.

 

 

90-91

 

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Тест.

 

92-93

 

Повторение темы « Предлог».

Тест.

 

94

 

Контрольный диктант.

 

 

95

 

Работа над ошибками.

 

 

 

 

Союз.

 

96

 

Союз как часть речи.

 

 

97

 

Простые и составные союзы.

 

 

98

 

Сочинительные и подчинительные союзы.

Синтаксический разбор.

 

99

 

Запятая в сложном предложении.

Самостоятельная работа.

 

100

 

Сочинительные союзы.

 

 

101-102

 

Подчинительные союзы.

Тест.

 

103

 

Морфологический разбор союза.

 

 

104-105

 

Р-Р. Сочинение-рассуждение « Книга – наш друг и советчик».

 

 

106-107

 

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Тест.

 

108

 

Повторение темы « Союз».

Словарная работа.

 

109

 

Контрольный диктант.

 

 

110

 

Работа над ошибками.

 

 

 

Частица.

 

111

 

Частица как часть речи.

 

 

112

 

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

 

 

113

 

Смысловые частицы.

 

 

114

 

Р.Сочинение « Как стать чемпионом».

 

 

115-116

 

Раздельное и дефисное написание частиц.

Тест.

 

117-118

 

Р-Р. Сочинение по картине К. Ф. Юона « Конец зимы. Полдень».

 

 

119

 

Морфологический разбор частицы.

 

 

120

 

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

 

 

121

 

Различение частицы и приставки НЕ.

Тест.

 

122

 

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

Выборочный диктант.

 

123

 

Повторение темы « Частица».

Тест.

 

124

 

Контрольный диктант.

 

 

125

 

Работа над ошибками.

 

 

 

 

Междометие как часть речи.

 

126

 

Междометие как часть речи.

 

 

127

 

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.

Тест.

 

128

 

Урок-игра по теме « Междометие».

 

Исследование:

Почему междометие  «живёт за печкой?»

(по сказке)

 

129-140

 

Повторение изученного за год.

 

 

 

Всего: 140 часов.

Развитие речи: 25 часов

 

Литература

 

1. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.Т. Баранов, А.Т. Григорян.- М.: Просвещение, 2006.

 

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе .-М.: Просвещение, 2003.

 

3. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. – Программа по русскому языку. – М: Просвещение, 2000.

 

4. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе.- М: Просвещение, 2000.

 

5. Дробышева Л.И. Сборник диктантов по русскому языку. – Пермь: Книжный мир, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по русскому языку

 

 

Возраст детей:                                  8 класс

 

По учебному плану:                            105 часов в год      3 часа в неделю 

 

Срок реализации:                               2012 – 2013 учебный год

 

Педагог:                          Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории

 

 

 

Чайковский – 2012 г.

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе примерной программы с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

      Обучение русскому языку в 8 классе ведётся по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко.

Учебник рекомендован Министерством образования РФ.

      Главная цель в обучении русскому языку в общеобразовательной школе состоит в том, чтобы

 - обеспечить языковое развитие учащихся;

 - помочь овладеть им речевой деятельностью;

 - сформировать умения и навыки грамотного письма;

 - научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

    В соответствии с целью обучения усиливается работа по развитию речи. На данную работу отведено  17 часов учебного времени. Это как работа по формированию устной речи, так и письменной. В 8 классе учащиеся расширяют знания по стилям речи, знакомятся подробно с публицистическим стилем речи, учатся писать тексты разных типов, продолжается работа по развитию связной речи.

     Цели преподавания русского языка обуславливают следующие задачи:

             1. вооружение основами знаний о родном языке;

             2. развитие языкового чутья;

             3. формирование прочных лингвистических, пунктуационных, орфографических навыков;

             4.развитие  устной и письменной речи;

             5.обогащение словарного запаса;

             6. формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;

             7. подготовка к ЕГЭ.

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;

- находить орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8 классе;

- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, прямой речью, обособленными членами предложения, правильно оформлять цитаты;

- уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, подробно и сжато излагать повествовательные тексты,   составлять простой план;

- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, толковыми словарями;

-составлять сложный план;

- знать словарные слова за курс 8 класса;

- писать сочинения разных видов, определять тип и стиль речи.

Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе.

 

  1. Функции русского языка в современном мире  - 1 ч.

 

  1. Повторение изученного в 5-7 классах – 7 ч

 

  1. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание – 3 ч.

 

  1. Предложение. Простое предложение – 5ч.

 

  1. Двусоставные предложения. Главные члены предложения – 9 ч.

 

  1. Второстепенные члены предложения – 8 ч.

 

  1. Односоставные предложения – 13 ч.

 

  1. Однородные члены предложения – 15 ч.

 

  1. Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями – 11 ч.

 

10. Предложения с обособленными членами – 21 ч.

 

11. Способы передачи прямой речи –4 ч.

 

12.  Повторение за курс 8 класса – 8 ч.

 

 

 

 

Поурочное планирование уроков русского языка в 8 классе.

 

№ урока

  дата

                        тема

         виды контроля

  примечания

1

 

Функции русского языка в современном мире.

 

 

 

Повторение изученного в 5-7 классах.

 

2

 

Фонетика и графика. Орфография.

 

 

3

 

Морфемика и словообразование.

Тест.

 

4

 

Лексика и фразеология.

Тест.

 

5

 

Морфология.

Тест.

 

6

 

Р. Стили речи. Строение текста.

Анализ текста.

 

7

 

Р. Стили речи.

 

 

8

 

Контрольный диктант.

 

 

 

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание.

 

9

 

Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

Разбор словосочетаний.

 

10-11

 

Связь слов в словосочетании.

Тест.

 

 

Предложение. Простое предложение.

 

12

 

Предложение как средство выражения мысли. Строение словосочетания.

 

 

13

 

Повторим орфографию (НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О, Е ).

Тест.

 

14

 

Грамматическое значение предложения.

 

 

15

 

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

 

 

16

 

Р. Сочинение ( описание памятника)

 

 

 

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

 

17

 

Подлежащее.

 

ИКТ

18

 

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Самостоятельная работа.

 

19

 

Повторим орфографию (правописание глаголов)

Тест.

 

20

 

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

 

 

21

 

Р. Изложение с описанием местности.

 

 

22

 

Составное именное сказуемое.

 

 

23-24

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тест.

 

25

 

Р. Изложение с элементами сочинения-рассуждения.

 

 

 

Второстепенные члены предложения.

 

26

 

Дополнение.

 

ИКТ

27

 

Определение.

 

 

28

 

Приложение.

Тест.

Исследование:

Это необычное определение.

29-30

 

Р-Р. Изложение «Прощание с Пушкиным».

 

 

31-32

 

Обстоятельство.

Синтаксический разбор.

 

33

 

Контрольный диктант.

 

 

 

Односоставные предложения.

 

34-35

 

Определённо-личные предложения.

 

ИКТ

36

 

Неопределённо-личные предложения.

Проверочная работа.

 

37-38

 

Безличные предложения.

 

 

39

 

Назывные предложения.

 

 

40-41

 

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

Тест.

Исследование:

Роль односост. предл. в тексте.

42

 

Контрольный диктант.

 

 

43-44

 

Неполные предложения.

 

 

45-46

 

Р-Р. Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова».

 

 

 

Однородные члены предложения.

 

47

 

Понятие об однородных членах.

 

 

48-49

 

Однородные и неоднородные определения.

 

 

50-52

 

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

Графический диктант.

 

53-55

 

Обобщающие слова при однородных членах.

Графический диктант.

 

56

 

Написание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

Тест.

 

57

 

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

Словарный диктант.

 

58

 

Закрепление материала.

Тест.

 

59-60

 

Р-Р. Сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего края (города, села).

 

 

61

 

Контрольный диктант.

 

 

 

Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями.

 

62-63

 

Обращение и знаки препинания при нём.

Тест.

 

64-68

 

Вводные слова и знаки препинания при них.

Проверочная работа.

 

69-70

 

Р-Р. Сочинение-рассуждение публицистического характера.

 

 

71

 

Контрольный диктант.

 

 

72

 

Повторим орфографию (падежные окончания прилагательных, причастий).

Тест.

 

 

Предложения с обособленными членами.

 

73

 

Понятие об обособленных членах предложения.

 

ИКТ

74-75

 

Обособление согласованных и несогласованных распространённых и нераспространённых приложений.

 

 

76

 

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

 

 

77

 

Обособление определений, относящихся к личному местоимению.

Словарная работа.

 

78-79

 

Обособление согласованных приложений.

 

 

80

 

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.

Тест.

 

81

 

Повторение изученного по теме.

 

 

82-83

 

Р-Р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

 

 

84

 

Контрольный диктант.

 

 

85-88

 

Обособление обстоятельств.

Самостоятельная работа.

 

89-90

 

Обособление уточняющих членов предложения.

 

 

91

 

Урок-зачёт по теме «Обособленные члены предложения».

 

 

92

 

Контрольный диктант.

 

 

93

 

Повторим орфографию (написание наречий).

 

 

 

Способы передачи прямой речи.

 

94-95

 

Предложения с прямой речью.

Творческая работа.

ИКТ

96

 

Предложения с косвенной речью.

 

 

97

 

Цитаты и знаки препинания при них.

Тест.

 

98-105

 

Повторение за курс 8 класса. ( из них 2 часа- Р-Р).

 

 

 

Всего: 105 часов.

Развитие речи: 17 часов.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс.- Бархударов С.Г., Крючков С.Е.

 

 

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе .-М.: Просвещение, 2003.

 

 

3. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. – Программа по русскому языку. – М: Просвещение, 2000.

 

 

4. Коршунова Н.Н. Тесты по русскому языку.

 

 

5. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка.- М. : Просвещение,2001.

 

6. Шенкман В.И..Тесты для повторения и обобщения изученного по русскому языку в 8-м классе.- Пермь: ПОИПКРО, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по русскому языку

 

 

Возраст детей:                                  6  класс

 

По учебному плану:                            210 часов в год      6 часов в неделю 

 

Срок реализации:                                2012 – 2013 учебный год

 

Педагог:                          Черемных Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 категории

 

 

 

Чайковский – 2012г.

 

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе примерной программы с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

      Обучение русскому языку в 6 классе ведётся по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Учебник рекомендован Министерством образования РФ.

      Главная цель в обучении русскому языку в общеобразовательной состоит в том, чтобы

 - обеспечить языковое развитие учащихся;

 - помочь овладеть им речевой деятельностью;

 - сформировать умения и навыки грамотного письма;

 - научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

    В соответствии с целью обучения усиливается работа по развитию речи. На данную работу отведено 25 часов учебного времени. Это как работа по формированию устной речи, так и письменной. В 6 классе учащиеся расширяют знания по стилям речи, знакомятся подробно с официально-деловым стилем речи, учатся писать тексты разных типов, продолжается работа по развитию связной речи.

     Цели преподавания русского языка обуславливают следующие задачи:

 - дать учащимся представление о роли языка в системе славянских народов;

 - обеспечить усвоение определённого круга знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису,  пунктуации;

 - развивать устную и письменную речь учащихся, расширять словарный запас.

 

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса.

 

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

 

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;

- находить орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;

- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

- уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, подробно и сжато излагать повествовательные тексты, составлять простой план;

- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, толковыми словарями;

-составлять сложный план;

- знать словарные слова за курс 6 класса.

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

 

  1. Русский язык – один из развитых языков мира – 1 ч.

 

  1. Повторение изученного в 5 классе (12+3 Р.)

 

  1. Лексика и фразеология (10 + 2 Р.)

 

  1. Словообразование и орфография (27 + 4 Р.)

 

  1. Морфология и орфография (23 + 3 Р.)

 

  1. Имя прилагательное (24 + 3 Р.)

 

  1. Глагол (31 + 5 Р.)

 

  1. Имя числительное (19 + 2Р.)

 

  1. Местоимение (18 + 3 Р.)

 

10.  Повторение изученного за год  - 20 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование уроков русского языка в 6 классе

 

№ урока

дата

тема

          виды контроля

   примечания

1

 

Русский язык – один из развитых языков мира.

 

 

 

Повторение изученного в 5 классе (12 + 3 Р)

 

2

 

Тест. Его анализ.

 

 

3

 

Фонетика. Орфография.

 

 

4

 

Части речи. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Разбор по составу, морфологический разбор.

 

5-6

 

Орфограммы в корнях слов.

Словарный диктант.

 

7

 

Части речи.

 

 

8

 

Орфограммы в окончаниях слов.

Тест.

 

9

 

Р. Сочинение «Моё любимое растение (животное) и пр. (упр.24).

 

 

10-11

 

Словосочетание. Простое и сложное предложение.

Разбор словосочетаний и предложений.

 

12

 

Закрепление материала. Подготовка к контрольной работе.

 

 

13

 

Контрольный диктант.

 

 

14

 

Работа над ошибками.

 

 

15

 

Р. Текст.

Анализ текста.

 

16

 

Р. Стили речи.

Анализ текста.

 

 

 

 

Лексика и фразеология.

(10+2Р.)

17

 

Повторение изученного в 5 классе.

 

 

18

 

Р. Словари.

 

 

19

 

Р. Изложение «Собиратель русских слов».

 

 

20-21

 

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова.

Аналитическая работа по тексту.

 

22-24

 

Заимствованные слова.

Работа со словарём.

 

25

 

Устаревшие и новые слова.

Работа со словарём.

Исследование:

Нахождение в тексте устар. слов, фразеологизмов.

26-27

 

Фразеологизмы.

Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму.

 

28

 

Повторение по теме «Лексика».

 

 

 

Словообразование и орфография.

(27 + 4Р.)

29-30

 

Повторение изученного в 5 классе.

 

 

31

 

Р. Описание помещения.

 

 

32

 

Буквы О-А в корне КОС, КАС.

Словарный диктант.

 

33-35

 

Буквы О-А в корне ГОР, ГАР.

Тест.

 

36

 

Контрольный диктант.

 

 

37

 

Анализ контрольного диктанта.

 

 

38-40

 

Основные способы образования слов в русском языке.

Разбор по составу и словоо