Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Прикамский»

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по теме

«Моя родословная»

 

                                                                   

 

                                                                      

 

                                                                  Выполнила: Головнина Ксения,

                                                                      учащаяся 6 «А» класса

                                                 

 

                                                                     Руководитель:

                 Черемных Лариса   Николаевна,                                                                                                                                                        

                                                                      учитель русского языка и 

                                                                      литературы    

                                         

Чайковский, 2010

                                  Содержание.

I. Введение.                                                                   

Цели и задачи ………………………………………………………..   2 - 3                                                                                                                                        

II. Основная часть.

Глава 1.Происхождение фамилий моей родословной……………….4 - 5

Глава 2.Толкование имён моей родословной………………………..  6 - 8

Глава 3. История страны в биографиях моих предков……………… 9

III. Заключение ……………………………………………………...  10                                                                          

IV. Список использованной литературы ………………………… 11                                  

V. Приложение  ……………………………………………………… 12                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

                                   Введение

                                                      Только тот народ жизнестоек,

                                                      который  помнит свое прошлое.

                                                       В этом прошлом опыт,

                                                        а вместе с тем урок и мысль.

                                                                                         С. Дангунов.

 

        Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё  А.С. Пушкин  писал:      « Неуважение к предкам  есть первый признак безнравственности».

       Изучение фамилий и имён ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Исследуя именования и их судьбу в разные века, можно установить связи русского населения с другими народами, выяснить, как шло заселение тех  или иных районов нашей страны, носители каких говоров русского языка: северных, южных или центральных – среднерусских - приходили на земли Урала, Сибири. С помощью слов, легших в основу многих современных фамилий, можно установить, чем питались, во что одевались, чем занимались крестьяне и ремесленники.

          Исследование русских имён собственных необходимо для восстановления всего словарного состава, или, как его иначе называют, лексики русского языка. Ведь антропонимы составляют в лексике значительную часть.

         Фамилии – своего рода живая история. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Многие народы считают святой  обязанностью знать свою родословную, как минимум,  до пятого колена. Так в Китае перед восточным Новым Годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до

2

пятого колена.  Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.  Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. Буряты интересуются символическим значением имени. Раньше бурятские имена давались  в соответствии с астрологическим календарем. От выбора имени зависела судьба человека. Сейчас эта традиция возвращается.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.                                                                                                 

Основная цель моей работы - выяснить происхождение имен и фамилий моей родословной, узнать некоторые интересные факты из биографии моих предков.

Передо мной стояли следующие  задачи:

1) составить генеалогическое древо моей семьи;

2)выяснить происхождение фамилий моей родословной;

3) выяснить значение  имен моей родословной;

         4)собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

Объектом моей работы является родословная.

Предметом – происхождение имен и фамилий моей родословной.   

При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии

3

Глава 1.

Происхождение фамилий моей родословной

     В конце XIX – в начале XX века начинают уделять настолько большое внимание изучению имен собственных, что об антропонимах появляются специальные работы. В настоящее время насчитывается значительное количество исследований, посвящённых именованиям русских людей различных эпох, появились словари имен, фамилий и псевдонимов. Я решила провести собственное исследование происхождения фамилий моего рода.

    Девичья фамилия моей мамы – Фролова. Эта фамилия  была одной из самых распространенных фамилий, произошла от крестильного имени Флор - цветок (лат.), искаженного в произношении и принявшего форму Фрол.

     Березин – фамилия моего дедушки. Фамилия названа в честь  Березина Ильи Николаевича (1818-1896) - русского востоковеда (тюрколога, ираниста, монголиста). Он известен как автор работа по истории, филологии, археологии стран Ближнего и Среднего Востока.

    Першин –

 От крестильного имени Порфирий - пурпурный, багряный (греч.).

     Трухин - От крестильного имени Трифон - живущий в роскоши (греч.)

     Фамилия моего папы -  Головнин. Головнины — старинный русский дворянский род, быть может, происходящий от новгородского боярина Никиты Головни (1401). Один род Головниных ведет начало от Богдана Григорьевича (он же Матвей) Головнина, владевшего в 1590-х годах поместьями в Зарайском, Пронском и Ряжском уездах и имевшего сыновей: Никифора и Ивана Матвеевичей, испомещенных в 1628 — 29 годах по Рязанскому уезду. Потомство Бориса, Родиона и Марка Ивановича Головнина записано в VI часть родословной книги Московской губернии.

     Другой род Головниных происходит от Ивана Головнина, два сына которого, оба Ивана, служили при великом князе московском Василии Ивановиче в Великих Луках. Известно потомство сыновей старшего из них Тараса и Василия. Игнатий Тарасович Головнин жалован поместьями в 1628—1631 годы; от него происходил в шестом колене вице-адмирал

 

4

 Василий Михайлович, имевший единственного сына, Александра

Васильевича. Этот род Головниных записан в VI часть родословных книг Тамбовской, Рязанской, Ярославской и Пензенской губерний. Герб рода Головниных внесен в Часть 9 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 59.

    Есть еще один род дворян Головниных, записанный во II часть родословной книги Харьковской губернии.

    Коробейников – фамилия папиной сестры. Коробейников, Крамарев (Крамарь - мелкий торговец).

    Сараева – фамилия моей тёти. Одна из фамилий, образованных от названий бытовых построек или их отдельных частей.

     Моя фамилия Головнина.

 5

 

 

                   Глава 2.

Происхождение имён моей родословной

 

Во все эпохи имена играли существенную роль в общении людей. Поэтому и невозможно представить лексику какого-либо языка без имен собственных; изучение истории языка должно включать и изучение их истории.

В наши дни имя человеку обычно дают его родители. Но так было не всегда. Раньше ответственным делом выбора имени ведала церковь. Имя давалось при крещении в зависимости от того, память какого святого отмечалось в этот день.

В начале двадцатого века традиция наречения младенца стала

постепенно забываться, и своим именем дети обязаны вкусу старших или, как это ни странно звучит, меняющейся моде. И на свет появились люди со странными именами. Порой родители доходили до того, что услышанное где-то незнакомое слово только из-за того, что оно им понравилось, становилось именем горячо любимого чада. Зачастую ребенку давали нелепые и смешные имена, но тем, кто был обречен всю жизнь называться Синематографом или Иллюстрацией, было не до смеха.

А ведь от имени человека зависит очень многое. Имя несет в себе разную информацию, и даже существует мнение, что оно влияет на характер, образ мыслей и поведение персоны. Объясняется это тем, что звуки, составляющие имя, воздействуют на сознание индивидуума.

Во многих семьях постепенно возвращаются к великолепной традиции и вспоминают прекрасные русские имена. Но,  на самом деле,  они имеют греческие, латинские и древнееврейские корни. В моей родословной большинство греческих имен.

 

 

 

 

 

 

 

6

Мужские имена:

    Александр - Происходит от древнегреческих слов "Алекс" - защищать и "андрос" - муж, мужчина, то есть "защитник людей".

    В детстве Александры часто болеют, но подростками усиленно занимаются спортом и вырастают довольно крепкими и целеустремленными мужчинами. Александры способны добиваться своего, из них получаются неплохие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам.

      Владимир - имя славянского происхождения, включает в себя два корня: "влад" (владеть, власть) и "мир" (мирный, мир) - "владеющий миром". По другой версии происходит от германского Вольдемар.

       Василий. Происходит от древнегреческого слова, означающего «царский, царственный». Появилось со времен персидских войн и имело поначалу значение "персидский царь, князь, правитель".

     Пётр. Происходит от древнегреческого слова "петра": скала, утес, каменная глыба.

     Кирилл. Древнегреческого происхождения, уменьшительное от Кир «господин, владыка». По другим данным, от греческого слова «солнце».

      Григорий - Происходит от древнегреческого слова, означающего: бодрствующий, неспящий.

       Виктор.  Имя происходит от латинского слова "Виктор" - победитель.

       Евгений. Происходит от древнегреческого слова, означающего «благородный».

       Константин.  В основе этого имени латинский корень, означающий «стойкий, постоянный».

      Валерий. Происходит от латинского слова "валео" - быть здоровым.

 

 

 

7

Женские имена:

       Ксения.  Предположительно происходит от слова "ксениа" -гостеприимство или "ксенос" - чужой, чужеземный (греч.).

       Светлана. Славянского происхождения, от слова: "светлая".

        Анастасия . Древнегреческого происхождения и означает « воскресение» (возвращенная к жизни).

       Людмила. Славянское имя, «милая людям». Женская форма имени Людмил.

      Татьяна. Происходит от латинского Татиус имени сабинского царя. По другой же версии, Татьяна древнегреческого происхождения «устроительница, учредительница».

     Ольга. Имя заимствовано из скандинавских языков, происходит от древнескандинавского Хельга  «святая». Женская форма мужского имени Олег.

     Любовь. Заимствовано из старославянского языка, где появилось как калька с греческого слова, означающего «любовь».

      Наталья. Женская форма мужского имени Наталий, происходящего от латинского слова «наталис» -  родной.

      Антонина.  Антонина -  добрый человек, но доброта ее иная, не такая, как у Анны. Идет она не столько от сердца, сколько от четкого понимания: как ты сама относишься к людям, тем и они будут платить тебе.

    Надежда.  Заимствовано из старославянского языка, где появилось как перевод с греческого Элпис  «надежда». Древнерусская форма имени: Надежа.

        

    

 

 

 

8

Глава3

История страны в биографиях моих предков

   В книге Трудникова  О.М. я прочла, что родословные книги в прошлом вели знатные дворяне. Они гордились древностью своего происхождения, верной службой дедов и прадедов, за которую их жаловал царь, они дорожили частью фамилии. А что мы знаем о своих родственниках?

    Моя бабушка по папиной линии Ольга Алексеевна во время Великой Отечественной Войны, когда все мужчины ушли на фронт и в деревне остались одни старики, женщины и дети, работала с утра до вечера в поле:  сеяла и убирала урожай, тем самым помогая взрослому поколению вести незримую борьбу с врагом.

     Моя прабабушка Полина Нефёдовна по маминой линии была первостроителем нашего города Чайковского. Она строила Воткинскую ГЭС, работая там штукатуром-маляром. Она рассказывала мне, как тяжело было в то время выполнять эту работу. Также она участвовала в постройке жилых домов, пионерского лагеря «Огонёк». Тем самым она внесла большой вклад в развитие нашего города.

    Мой прадедушка по маминой линии Кузьма Семёнович во время Великой Отечественной Войны служил в танковых войсках. Был неоднократно ранен, прошёл всю войну и даже дошёл до самого Берлина. После войны он работал в колхозе на тракторе. Всё это я узнала от своей бабушки, так как я его не видела, он умер за месяц до моего дня рождения.

  Славная вещь -  родословное древо! Но, если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого выросла я.

 

 

 

 

9

Заключение

       Данная работа может иметь продолжение. Я бы хотела продолжить исследование одной из ветвей моего генеалогического древа, написать историю моего рода.

       Я уверена, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много ещё сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своими происхождениями: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Так надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих родных.

       К такому выводу невольно приходишь, рассматривая свои семейные альбомы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

10

 

Список использованной  литературы

 

 

Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

  1. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

 

  1. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

 

  1. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

 

  1. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

 

 

 

Приложение.

Моё родословное древо.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

  

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Прикамский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозвища в нашей школе

 

                       (исследовательская работа по лингвистике)                    

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                                                

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил: Григорьев Сергей,

                                                                      учащийся 6 «Б» класса

                                                

 

                                                                      Руководитель:

                                                                      Черемных Лариса Николаевна                                                                                                                                                       

                                                                      учитель русского языка и 

                                                                      литературы    

                                         

 

                                           

 

 

 

 

Чайковский, 2010

                                  Содержание.

I. Введение.                                                                   

Цели и задачи ……………………………………………………………   2 - 3                                                                                                                                      

II. Основная часть.

Глава 1 Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища ……...  4

Глава 2. Прозвища, образованные от собственного имени или отчества ... 5

Глава 3. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека ……6

Глава 4. Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера ………………………………………...7                     

Глава 5.  Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе ……………….7

                                                            

III. Заключение ……………………………………………………………….8

Результаты исследования……………………………………………………9                                                                    

IV. Список использованной литературы …………………………………10                                 

V. Приложение  ……………………………………………………………….11                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Испокон в нашей школе всех по прозвищам зовут,

            И обычай этот древний навсегда прижился тут.

            Эти прозвища и клички раздаются, как таблички:

            Пришёл в школу человек – с ним и прозвище навек.

            По фамилии едва ли вы разыщете кого,

            Если прозвище назвали, вмиг укажут вам его.

 

    Фамилия, имя, отчество. Эти три слова или аббревиатура Ф.И.О., их обозначающая, стоят в бланках различных документов, в школьных журналах и т.д. В них фиксируют официальные именования людей, с которыми человек проходит через всю жизнь.

     Но представим свой класс, своих одноклассников и сразу вспоминаем, что у многих ребят, да и у нас тоже,  есть ещё одно именование. Его не записывают в классный журнал, о нём могут не знать взрослые. А вот одноклассники употребляют его часто.

  Когда идёшь по школьному коридору, то слышишь примерно следующее:

 - Привет, Дуб.

 - Привет, Харчок.

 - Ты князя Новгородского не видел?

 - Видел. Он с Авраамом Руссо в столовую пошёл.

 Вы, конечно же, догадались, что речь идёт о прозвищах.

 Что такое прозвище? Из современного толкового словаря русского языка я узнал следующее. ПРОЗВИЩЕ – это название, данное человеку в шутку, в насмешку и т.п. (обычно содержащее в себе указание на какую-либо заметную черту его характера, наружности и т.п.).

    Я задумался над вопросом: почему прозвища так распространены в нашей школе? Хорошо это или плохо? Какова история их возникновения?

   Много вопросов возникает по поводу прозвищ: почему одни обидные, а другие нет и даже красивые, приятные? Почему одни понятны любому, кто бы их ни услышал, а другие – лишь небольшой группе ребят? И нет в науке об именованиях людей более трудного для изучения раздела, чем прозвища. Почему? Да потому, что имена, отчества, фамилии зафиксированы в памятниках письменности, в литературных произведениях,  в различных документах. А по прозвищам такого материала в литературе мало. И всё-таки специалистам по истории русского языка приходится анализировать и прозвища. И я тоже решил проанализировать прозвища учащихся

 4-11классов нашей школы.

 

      

 

 

 

2

Цель: выявление причин распространения в школьной среде прозвищ обучающихся.

 

     Задачи:

     1.Выяснить причину возникновения прозвищ обучающихся в школьной среде.

     2.Дифференцировать прозвища обучающихся, связав их с историей возникновения.

 

Для выполнения поставленных задач использованы следующие методы работы:

   1.Опрос обучающихся 4-11 классов.

   2.Распределение поискового материала по группам.

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Основная часть

 

  Я записал прозвища ребят и попробовал их расшифровать. Много интересного заключено в прозвищах: видны в них и буйная фантазия авторов, и наблюдательность: умение выделить в человеке какие-то черты, которые характеризуют и тех, кому их дают, и тех, кто даёт, свидетельствуют об их доброте или, наоборот, недоброжелательности. Но что самое удивительное – в возникновении прозвищ обнаруживается очень чёткая система. Оказывается, не просто так появляются они на свет, а подчиняясь этой системе. Вот и посмотрим, как она выглядит.

    Итак, мною было записано 76 прозвищ, и с этим  материалом я поступил так: постарался найти общие закономерности в происхождении прозвищ, а весь поисковый материал распределил по следующим группам:

 

  1. 1.     Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища.

 

      Добрая половина школьных прозвищ возникла на основе  фамилий учеников. Способы образования их очень разные, самый распространённый – это когда берётся часть фамилии и к ней прибавляется суффикс:

     Бога (от фамилии Богданов), Гусь (от фамилии Гусев),  Мамай (от фамилии Мамаева), Печёра (от фамилии Печерский), Шкирда (от фамилии Шкиринда), Череп (от фамилии Черепанов), Сокол (от фамилии Соколов), Тюлька (от фамилии Тюлькин), Труба (от фамилии Трубников), Шакир (от фамилии Шакиров), Соловей (от фамилии Соловьёв), Макарена (от фамилии Макаров), Богдан (от фамилии Богданов)

    Реже встречаются прозвища, которые содержат часть корня фамилии и имеют либо нулевое окончание, либо окончание –о, -а. Это лишь тогда, когда они образуют имена нарицательные: Шакир (от фамилии Шакиров), Тюлень (от фамилии Тюлькин).

    Из некоторых фамилий возникают прозвища – имена. Очень часто такие прозвища от фамилий звучат как оценочные имена.

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2.Прозвища, образованные от собственного имени или отчества.

 

     Приблизительно такая же картина – отсутствие эмоциональной окраски – наблюдается и в большей части прозвищ, образованных от имён. Возникают прозвища по искажённому произношению имени: Некит (от имени Никита), Жека(от имени Женя), Кирька (от имени Кирилл), Костет, Косточка (от имени Константин), Колямба (от имени Николай), Серый (от имени Сергей), Нинок (Нина), Регион, Регинчик (Регина), Ляся, Ляля (от имён Ляйля и Ляйсан)

 Подчас ребятам кажется, что имена слишком похожи на слова нарицательные, и появляются прозвища, звучащие, как такие слова: Валет от Валентины, Павлин от Павла.

 Порой к изменённым именам ещё добавляется рифмующееся слово: Светик - семицветик (от имени Светлана), Лянчик – обезьянчик (от имени Лилиана, сокращённо Ляна), Лёха-лепёха, Вовка-морковка.

Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, чем от фамилий, но их достаточно в современном ребячьем языке.

   Некоторые прозвища образуются от отчества: Михалыч, Петрович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

  1. 3.     Прозвища, связанные с особенностями внешности человека.

 

    Есть, к сожалению, среди прозвищ ребят есть такие, которые приносят им много горьких минут. Все школьники хорошо знают, что нередко возникают именования по внешним признакам человека, особенностям его характера, склонностям, неожиданным ситуациям, в которые люди попадают и в которых они совсем не виноваты. В шутливой песенке об одном таком прозвище поётся:

                                   Рыжий, рыжий, конопатый,

                                   Убил дедушку лопатой,

                                   А он дедушку не бил,

                                   А он дедушку любил.

  Иногда прозвищем можно помочь избавиться от недостатков. Если девчонку называют Щеглом за то, что она непрерывно болтает, или Затычкой, так как рот всем затыкает, то им надо последить за собой, и эти недостатки можно исправить.

  Ну, а если особенности человека, подмеченные одноклассниками и отразившиеся в прозвище, не вина его, а беда? Ведь не виноваты низкорослые ребята в том, что они растут медленнее других. И оттого что их будут называть Мальчик – с -  пальчиком, Пигалица, Малёк, Шкет, Коротышкин они не будут расти быстрее, но обидно им очень. Высокие и худые тоже не смогут стать ниже и толще, если их звать Макарониной, Дистрофиком, Шифоньером или Сосиской. И излишне полные не похудеют от прозвищ Мясокомбинат, Эй, Толстый, Пончик. Тут именования похожи на дразнилки.

 И хотя эти прозвища, данные ребятам за какие-нибудь свойства и недостатки, обидные, я всё-таки остановлюсь и на них. Какие же признаки выделяются в прозвищах? Прежде всего внешний вид. Здесь и рост, и комплекция, и цвет волос: Шифоньер, Пончик, Конопатая, Шкаф, Кишка, Очкастый, Пигалица, Дистрофик.

  Чаще особенности человека называют не прямо, а метафорически, прозвище взято из имён нарицательных – названий зверей, птиц. Хомкой зовут девочку с полными щеками; Ушастиком, Зайцем, Чебурашкой      – мальчика с торчащими ушами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

  1. 4.     Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера.                      

                                                             

       Таких прозвищ не очень много, но они ярки и эмоциональны: Сурком называют за сонливость; Затычкой – за привычку всем рот закрывать; Ботаником – за любовь к учёбе, Премудрым из 4-го рейха (за ум).

  Встречаются прозвища, данные за какие-либо особенности в манере держаться: Смайл постоянно смеётся, Плаксикус (имеет тонкий писклявый голосок), Скромняк (очень скромный), Цок-цок (постоянно цокает).

  В прозвищах ребят сравнивают с героями книг, кинофильмов: Чебурашка, Кощей Бессмертный, Печкин, Бобик,  Масяня, Чип.

 

  1. 5.     Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе.

Эти прозвища я не смог отнести ни к одной выше описанной группе.

 

  Йогурт, Ржавый Кью, Вермишель, Швабра, Лешак, Банан, Цыган (по национальности цыган), кальян, Т-34, Цветик-семицветик, Курица. Янстон, Хиопс. Курятник, Боб, Косой, Фасоль, Леший. Джип, Бабуин, Бульдозер, Крыса. Пуля, Картошкин, Жабористый, Банан, Бублик, Бизон, Утка, Козёл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение

 

     Итак, прозвища – именования неофициальные, они не записываются в деловые бумаги и используются, как правило, в небольшом  коллективе. В разных коллективах они могут быть различными, могут быть очень подвижны, нередко  меняются или исчезают совсем.

     Прозвище либо указывает на особенности внешности, характера, либо каким-то образом связано с фамилией, именем, либо зависит от  особых обстоятельств, в которых возникло.

    Прозвище выделяет каждого конкретного человека в коллективе: у многих ребят имена в классе могут быть одинаковыми, а одинаковых прозвищ не бывает.

     Наши ребята отличаются необыкновенным даром подметить в человеке главное и наградить метким прозвищем, которые могут меняться в лучшую или худшую сторону в зависимости от образа жизни человека. Давая человеку  прозвище, окружающие стараются выразить свои чувства и эмоции. Яркость, точность и злободневность прозвищ  способствуют их живучести.

    Прав был Н.В.Гоголь, когда писал: «… уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины России, где есть живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уж потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты с ног до головы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Результаты исследования

 

      В результате проведённой исследовательской работы я выяснил:

      *    Причиной возникновения прозвищ в школе является то обстоятельство, что прозвище выделяет конкретного человека в коллективе, то есть выполняет различительную функцию.

      *    Большинство прозвищ образовано от фамилии носителя прозвища.

      *    Прозвища очень подвижны, так как могут исчезать одни и появляться другие.

      *    Прозвища носят оценочный характер в отличие от стилистически нейтральных фамилий.

 

 

        Исследовательская работа убедила меня в том, что прозвища, как и фамилии, могут быть интереснейшим источником для социологических, лингвистических исследований, так как в них отражаются время и человек – его общественное положение и внутренний мир.

       Результаты данного исследования могут быть полезными при проведении классных часов по этике межличностных отношений; должны способствовать созданию комфортных условий всем обучающимся, независимо от каких-то физических особенностей и привычек; воспитывать культуру общения.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Еловская, Р.В. Испокон в моей деревне всех по прозвищам зовут. [текст] / Р.В.Еловская// «Русский язык в школе». – 2006. - № 14, с.20
  2. Полякова, Е.Н. Из истории русских имён и фамилий.[текст]/Е.Н.Полякова// М., «Просвещение». - 1975.
  3. Современный толковый словарь русского языка/ Гл.ред. Кузнецов А.С. – М.: Ридерз Дайджест. - 2004.
  4. Суперанская, А.В., Суслова, А.В. Современные русские фамилии. [текст]/ А.В.Суперанская, А.В.Суслова//М.: Наука,. -  1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Приложение.

 

1.Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища.

2. Прозвища, образованные от собственного имени или отчества.

3. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека.

4. Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера.                  

 5.  Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе.                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

    

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz