Практическое занятие № 1. Роль языка в жизни общества. Язык и речь. 1. Какими средствами достигается комический эффект в анекдоте? Школа под Рязанью. Урок литературы. - Сидоров, читай стихотворение, которое я задала. - Поздняя осень, грачи улятели… - Да как же «улятели»? Мы изучаем язык Достоевского и Толстого, Тургенева и Чехова. Но почему « улятели»? - Клявать стало нечего, вот и улятели.
2. Созвучны ли слова древнегреческого мыслителя Сенеки сегодняшнему состоянию русского языка? Закончите высказывание, приведя собственные аргументы в подтверждение этой вечной истины. Вспоминая пословицу, « Какова у людей жизнь, такова и речь», римский философ Луций Аней Сенека писал: « Если порядок в государстве расшатан, если граждане предались удовольствиям, то свидетельством общей страсти к ним будет распущенность речи, коль скоро она присуща не одному - двум ораторам, а всеми принята и одобрена. Как пышность пиров и одежды есть признак болезни, охватившей государство, так и вольность речи, если встречается часто, свидетельствует о падении душ, из которых исходят слова».
3. Чем обеспокоен Е. Весник в « Оде русскому языку?» О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой – Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: « ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Ну, ладно б жулик, или вор, Иль алкаши и наркоманы, Но педагог, но прокурор, Но дикторы с телеэкрана! Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят: « ОсУжденный и инциНдент, БлагА, сочуЙствовать, оглУпят». Ну, ладно б только бюрократ – Кувшинное тупое рыло. Но журналист, но депутат Язык недавно исказили. От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать, а начАть Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните!
4. К чему призывает нас автор статьи из газеты « Правда?»
Менеджер. Что это: зазывала. Вышибала или какое-то устройство? Спонсор. Обманщик или гуманный человек? Шоу. Большая толпа на остановке? Очередь за дефицитом? Неужели в русском языке не хватает ясных, чистых, понятных каждому человеку слов? Сыплющиеся, как из рога изобилия, к месту и не к месту, заимствования затуманивают, а то и просто искажают смысл сказанного и написанного. Конечно не стоит доводить до абсурда и пытаться называть автомобиль самобеглой коляской, но: вместо гостиницы – отель, продажный – коррумпированный, чванливый – амбициозный, маскировка – камуфляж, сплочение – консолидация и далее без конца. Зачем?
5. Какие явления в русском языке стали объектом иронии? Каковы причины их возникновения? Слова всё равно брали, берём и будем брать. При Петре1 – у немцев, при Александре 1 – у французов (панталоны. фрак, жилет), при Брежневе и Горбачёве – у англичан и американцев. Сейчас слова мы заимствуем у своих. И какие слова : авторитет, западло, беспредел. Братки, крутые, общак, пахан, разборка. Стрелка. А что – язык у братков как язык, не лучше и не хуже другого. Подчиняется, как прочие наречия, определённым законам. Например, капусту полагается стричь, деньги сшибать или отмывать, а бабки – отстёгивать. При этом не всякое дерево в этом языке является зеленью. Только очень большое дерево. Или возьмём глаголы движения : наехать – совсем не синоним слову отъехать. Первое возможно осуществить только в отношении другого лица (мафия наехала на коммерсантов), а второе – исключительно самостоятельно (ширанулся и медленно отъехал). При этом и то и другое не следует путать со словом съехать, которое употребляется в жёсткой связке со словом крыша. Та крыша, что на плечах. Точно также снимать – это вовсе не обязательно избавляться от одежды и даже не фотографировать, а обувать – вовсе не надевать ботинки на ногу. Потому как снимают обыкновенно тёлок, а обувают лохов. Справедливости ради надо отметить, что блатной и приблатнённый жаргон – не единственный источник пополнения нынешней политической лексики. Слово компромат переползло из профессионального жаргона разведки. Оно и неудивительно – если весомость компромата измеряется в чемоданах. Удивляться такому явлению в развитии не приходится. С кого делаем жизнь, у того и слова заимствуем. И, видимо, прав Борис Березовский, который не так давно сказал : «Дистанция между политическими силами и криминальными элементами сегодня не так велика». Как сказал бы, наверное Скалозуб, будь он генералом нынешней российской армии : « Дистанция неслабого размера». 6. Найдите диалектные слова в сказе П.Бажова « Далевое глядельце». С той поры много годов прошло. Стал Троша Лёгонький знаменитым горщиком, и звали его уж по-другому – Тяжёлой Котомкой. Работал честно, не хитничал, не барышничал. Терпеливых камешков целый мешок накопил, а далевого глядельца так увидеть ему не пришлось. Бывало, жаловался на свою неудачу, а та и не привыкла унывать, говорит: - Ну, ты не увидел, - может. Внуки наши увидят. Теперь Трофим Тяжёлая Котомка – глубокий старик. Давно по своему делу не работает, глазами ослабел, а как услышит, что новое в наших горах открыли, всегда дивится: - Сколь ходко ныне горное дело пошло!
Практическое занятие № 2. Орфоэпические нормы литературного языка. 1. Прочитайте, соблюдая нормы ударения в словах. а)августовский
деспот заговор значимость иконопись импульс исподволь квашение камбала клала кухонный
маркетинг мельком менеджмент наголо стричь ненависть переданный перистые облака плесневеть поручни почесть
б)
агент арест безудержный блокировать боязнь втридорога гладильный давнишний двоюродный дефис добыча донельзя досуг дремота жестоко завидно заём звонит закупорит заржаветь звонишь исчерпать квартал красивее корысть ломота мизерный наложенный (платёж) намерение наотмашь
оптовый откупорить подбодрить пуловер приданое ракушка рефлексия столяр танцовщица феномен хозяева цемент цепочка щавель в) Алфавит, алкоголь, баловать, бюрократия, департамент, деспотия, диспансер, кулинария, монолог, каучук, облегчить, пиццерия, подростковый, поутру, простыня, сантиметр, спиртовать, тирания, углубить, украинский, языковая (колбаса).
г) Аристократия, буржуазия, ветеринария, медикамент, новорождённый, нормировать, пломбировать, премирование, приобретение, санитария, формировать, христианин, д) Творог, петля, тефтели, гренки, казаки.
2.Определите, какой звук, Э или О произносится в словах.
Жёлоб, жёрнов, жёрдочка, желчь, шёрстка, акушер, издёвка, манёвр, новорожденный, опека, афёра, никчёмный, острие.
3. Установите, как произносятся согласные перед Е в словах: твёрдо, мягко или допускают колебания.
Темп, тенденция, шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия, декан, деканат, пресса, брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, свитер, резюме, декада, купейный.
4. Отметьте нарушения орфографических и орфоэпических норм.
5. Прочитайте диалоги, обращая внимание на произношение выделенных слов.
1. – Бабушка, я побежала в магазин. Уже позавтракала, съела пирожное и йогурт. Завтра у деда день рождения. Что и сколько купить? - Купи яйца, языковую колбасу, торты. Пусть торт красивее оформят, завяжут бантом. - Ладно, я сбегаю на оптовый рынок, там подешевле, а за тортом зайду в кулинарию. Бабушка, ты кому звонишь? Нине Сергеевне? - Да, ей. Чуть не забыла, купи ещё свёклы и помидоров, яблок для гостей и грейпфрутов для деда. Будь осторожна. Подморозило, так не поскользнись. 2. – Смотрите, кафе работает. Зайдём, выпьем кофе с бутербродами. - Давай, я вчера зашёл в пиццерию и съел пиццу. Вкуснотища! - Здесь всегда замечательные тефтели и бульоны с поджаристыми гренками. Возьмём? - конечно. Кстати, здесь рядом кулинария, если там есть свёкла или творог, попрошу сестру приготовить на ужин запеканку и салат. - А у нас сегодня на ужин будет яичница с беконом.
6. Исправьте ошибки, допущенные в диалоге.
- А что у нас сегодня на ужин? Продуктов ведь нет. - В самом деле, купи кеты или камбалы. Можно языкового фарша, ещё ячмённой крупы, свёклы и творога. Да, и свежего хлеба не забудь, а то дома весь хлеб уже заплесневел. - А не много ли? Зачем баловать гостей? - Не особо мы их и балуем. Когда придёшь, приберись у мусоропровода, позвонишь Ольге Ефимовне, напомни о нашем приглашении. Да проследи, чтоб тубареток хватило. Кстати, надень полувер и джинсовую куртку. - Пожалуй, я надену пальто, так красивее.
7. Прочитайте рассказ. Как можно описать изменение впечатления о девушке у молодого человека после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему? Охарактеризуйте языковой портрет девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила?
Незнакомка. Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно. « Средь шумного бала, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие, красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы всё так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось заговорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды… Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира… Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала: - Ну, чего вылупился? ( А. Моисеев)
Практическое занятие № 3. Морфологические нормы литературного языка.
Задание «№ 1. Составьте словосочетания, употребив слова а) в форме им. пад. мн.ч.: архитектор, борт, боцман, директор, диспетчер, договор, доктор, инспектор, компас, приговор, профессор, слесарь, сплетня, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, шторм, яблоня, якорь. б) в форме род. пад. мн. ч. : басня, блюдце, брелок, бюллетень, вольт, гектар, гусар, брызги, вафли, дела, клипсы, макароны, рельсы, сумерки, солдаты, шампиньон, цапли, носки, чулки, ясли.
Задание № 2. Составьте словосочетания с приведёнными ниже существительными в соответствии с родом. Образец: бра изящное. Авеню, бра, вуз, лебедь, Онтарио, плащ-палатка, тюль, Чили, шампунь, диван-кровать, МЧС, МХАТ, какао, шасси, кофе.
Задание № 3. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму. В магазине было много фруктов и овощей: ( абрикосы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны, помидоры, яблоки). На складе осталось мало: ( ботинки, гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, носки, сандалии, сапоги, тапки, туфли, чулки). Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: ( грабли, вилы, ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы). В шкафу аккуратно лежат комплекты: ( наволочки, одеяла, леды, подушки, покрывала, полотенца). Ему пришлось долго жить среди ( армяне, буряты, грузины, туркмены, румыны, турки, цыганы), а потом среди (белорусы, казаки, киргизы, чеченцы, таджики, якуты).
Задание № 4. Отметьте нарушения норм употребления прилагательных и отредактируйте предложения. 1. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот учитель более строгий. 4. Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 5. Дипломная работа должна быть переплетённая. 6. У мамы характер мягче, чем у бабушки. 7. Более замечательнее города, чем Березники, я не знаю.
Задание № 5. Исправьте ошибки в следующих предложениях. 1. Из автобуса вышло четверо мужчин и двое женщин. 2. В первенстве по троеборью на первом месте спортсмен с результатом 3025,45 баллов. 3. Поезд прошёл более полуторосот километров. 4. В финал вышло четверо претенденток на медаль. 5. Чемпион пробежал дистанцию за 11,89 секунд. 6. Пятеро волков смотрели голодными глазами.
Задание № 6. Исправьте ошибки, где это необходимо. 1. Пойдём мимо ихних ворот. 2. Скольки карандашей не хватает? 3. во взводе два десятка солдатов. 4. Аудитория закрытая на ключ. 5. Жители проявляют самый живейший интерес к этому делу. 6. Мальчик сбит в девяносто пяти сантиметрах от края дороги. 7. Уголовные преступления совершили трое учащихся этой школы. 8. Так вы утверждаете, что тюль была не капроновая, а простая? 9. Установлено, что в кассе не хватает трёх тысяч шестиста рублей. 10. У Никитина двое детей.
Задание № 7. Прочитайте диалог. Какие ошибки нужно исправить? Сегодня воскресенье. Маше нужно сходить на рынок, она слышит мамино наставление: - День холодный, поэтому одень шубу. До рынка Маше нужно добираться на трамвае. Зайдя в него, она услышала знакомую фразу кондуктора: - Оплотим за проезд. Следующая остановка « Оптовый рынок». На рынке Маша подошла к одному из торговцев: - Дайте мне две консервы тушёнки. По килограмму апельсин и яблоков. Ещё пять килограмм крупы, по три пачки вафлей и макаронов, две упаковки сливового сока. А есть у вас хорошее кофе? Ложите в сумку. Потом пошла смотреть, что ещё можно купить на рынке, и случайно встретила подругу. Решили делать покупки вместе. - Смотри, какой большой выбор дешёвых носок и полотенцев! - Да, а я хочу в этой киоске прикупить два крема-краски и две шампуни, и ещё стирального порошка. - Домой покуда пойдём? - Здесь короче, пойдём посюда.
Практическое занятие № 4. Синтаксические нормы литературного языка. Задание № 1. Поставьте слово из скобок в нужную форму. 1. Претворение (замысел). 2. Опираться (люди). 3. Основываться (аргументы). 4. Рецензия (книга). 5. Превосходство ( соперник). 6. Тормозить (преобразования). 7. Предостеречь (приятель).
Задание № 2. Замените выделенные слова близкими по значению. 1. Обращать внимание на мелочи (уделять). 2. Потерпеть поражение от соперника ( проиграть). 3. Различать язык и речь ( разграничивать). 4. Уплатить за проезд ( оплатить). 5. Рассержен неудачей ( рассердиться ). 6. Предупредить об опасности ( предостеречь). 7. Обижен бестактностью ( рассердиться). 8. Характерный для подростков ( свойственный).
Задание № 3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным управлением. 1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Высказывается критика о том, что мы делаем. 3. Магазин, ориентированный специально для школьников. 4. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 5. Пришёл искать разрешение от каких-то наболевших вопросов. 6. Озабоченность за безопасность границ. 7 Участвовать на выборах. 8. Факты говорят за невозможность использования резервов.
Задание № 4. Исправьте недочёты и ошибки, связанные с выбором предлогов. 1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счёт плохой работы водоснабжения. 3. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 4. Памятник Татищева расположен в очень уютном скверике. 5. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 6. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 7. Жители взбудоражены от страшного грохота.
Задание № 5. Исправьте ошибки в предложениях там, где это необходимо. 1. Студент много слышал и прочитал, наконец, новую книгу В.Пелевина. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего утром. 3. Центристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 4. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.
Задание № 6. Какие ошибки, связанные с употреблением однородных членов, вы находите в следующих предложениях? 1. Беликов боялся всего нового и не угодить начальству. 2. Нужно обращать внимание не только на знания студента, но и их профессиональные навыки. 3. Освобождение заложников было молниеносным и бескровно. 4. Человек, который любит свою профессию и работающий с увлечением, всегда интересен. 5. Крамер угрожала и оскорбляла потерпевшую. 6. Чаще всего жертвами преступления бывают подростки и школьники.
Задание № 7. Исправьте ошибки в предложениях. 1. Прочитанная лекция для учеников об использовании солнечной энергии вызвала большой интерес. 2. За оставленные вещи в коридоре администрация не отвечает. 3. Нельзя быть спокойным при виде уничтоженных лесов, загрязнённых рек отходами производства. 4. Достигнута договорённость о ряде мер, возможно, открывающими путь к миру. 5. Тему, пройденную в пятом классе и которую я не понимал, наконец, усвоил. 6. Заданный вопрос экзаменатором оказался трудным. 7. В магазине, расположенный неподалёку и который любят все соседи, привезли свежие фрукты. 8. Село Андреевка расположена у реки.
Задание № 8. Объедините, где это возможно, два предложения в одно с деепричастным оборотом. Образец: Я отредактировал рукопись. Я передал письмо редактору. Отредактировав рукопись, я передал письмо редактору. 1. Я искупался вдоволь. Я возвратился домой. 2. Доктор познакомился с результатами исследования. Доктор рекомендовал курс лечения. 3. Принять меры к задержанию преступника. Следователю удалось задержать преступника. 4. Выходит из такси. Пассажиру не дали сдачи. 5. Иметь свободное время. Я могу многое сделать. 6. Вы уходите из дома. Выключайте все электроприборы.
Практическое занятие № 5. Лексические нормы литературного языка.
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употребить: Он упал ничком и ушиб колено.
Исправьте ошибки в предложениях. 1. Мой друг особенно уважает стихи. 2. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе. 3. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты. 4. После собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома. 5. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов ( август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии ( рассказать рассказ, явление проявляется).
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки. 1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. 2. У него сразу вспотели ладони рук. 3. Следует сначала посоветоваться с коллегами. 4. Прейскурант цен вывешен на витрине. 5. Гость пытался собрать осколки сломанной вазы. 6. В заключение рассказчик рассказал ещё одну забавную историю. 7. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 10.В прошлом году вы окончили университет и получили высшее образование. 11. Ваше согласие играет для меня большое значение. 12. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 13. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. 14. Отчёт о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. 15. Тёплые весенние дни пришлись на начало апреля.
Не следует смешивать паронимы ( близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква, представить слово и предоставить право, надеть пальто и одеть ребёнка и др.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. 1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2. Герой всё время находился в подвесном состоянии. 3. В этот день я услышала много обидчивых слов. 4. Всё вокруг привлекательно: и близкие и далёкие холмы. 5. Студент быстро усвоил материал. 6. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи. 7. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома. 9. Она приготовила сытый завтрак. 10. Она пришла в цветистом платье. 11. Соседний кот важно прошёл на кухню. 12. Мы живём в одном доме, но на различных этажах. 13. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка очень бережная. 14. Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни.
При употреблении устойчивых сочетаний ошибочно: - заменять отдельные компоненты: перебирать из пустого в порожнее ( вместо переливать из пустого в порожнее); - неоправданно сокращать и расширять его состав: вступили новые правила (вместо вступили в действие новые правила); - заменять формы входящих в него элементов: подвернуться под рукой ( вместо подвернуться под руку); - смешивать обороты: по гроб доски ( вместо по гроб жизни и до гробовой доски) фразеологические сочетания следует употреблять в соответствии с общим контекстом (ср.: среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали в русском языке).
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний. 1. Сейчас же спрячь язык за зубами! 2. Ты что, первый раз с Луны свалился? 3. А сейчас все пойдёт по своим делам. 4. Цыплят, как известно, считают по очереди. 5. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов. 6. Не довелось Семёну Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни. 7. От волнения у маленького певца язык ушёл в пятки. 8. Эти выражения канули в лето. 9. Игроки душу не чают в своём тренере. 10. Мы с нашим директором как за каменной стеной.
Обобщающие упражнения на все виды речевых ошибок. Исправьте речевые ошибки. 1. Вперёд думай, потом отвечай. 2. Он декларировал громогласно о своих планах. 3. Он попал в противотуберкулёзный диспансер. 4. Заглавную роль в пьесе « Враги» играет Сидоров. 5. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы. 6. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья. 7. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе. 8. Ваше согласие играет для меня большое значение. 9. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку. 10. Благодаря наводнению люди остались без крова. 11. Он очень практический человек. 12. Все командировочные могут поселиться в гостинице. 13. Эти разрушения произошли за счёт плохой работы труб. 14. Каждый тракторист был закреплён за определённым трактором, который следил за его состоянием. 15. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость. 16. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина. 17. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. 18. В турнире принимали участие представители многих стран: Англия, Венгрия, Россия, Италия и другие. 19. Если цветы сразу не поставить в вазу, они будут ещё вялее. 20.Он был смелый человек, не боялся трудностей. 21. Петя с другом решили, что поедем в лагерь. 22. Кубанцы знают и радуются своим успехам. 23. Охотник увидел барса. Но он был не из трусливых. 24. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе. 25. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест. 26. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире. 27. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее. 28. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства. 29. Шёл дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще. 30. Самый наибольший вред наносит человеку курение. 31. На обеих коленях были царапины. 32. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался снег. 33. Свыше пятьсот народностей проживает на этом континенте.
Практическое занятие № 6. Функциональные стили русского языка. Определите, к какому стилю принадлежат приведённые ниже тексты: 1) разговорному; 2) художественному; 3) публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.
Текст № 1. О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.
Текст № 2. Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение. Они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
Текст №3. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) признаётся учреждённая одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделён на доли определёнными учредительными документами.
Текст № 4. Для передачи, приёма и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит « от кого» и « кому» с указанием должности; время передачи и приёма телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
Текст № 5. Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли,- концов не найдёшь. О своём возрасте старухи говорили так: - Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.
Текст № 6. Буду говорить о сотоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой её части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты « строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.
Текст № 7. На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял её и соображал что-то. Лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.
Текст № 8. 2002 год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.
Текст № 9. Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а всё это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществимой мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…
Текст № 10. В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия « Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий « ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена. Так как вся прибыль предприятия « Форум» пойдёт на развитие производства.
Текст № 11. От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора весёлых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приёму – загадыванию загадок. ( Г. Науменко)
Текст № 12. Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определить фундаментальные параметры системы « Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.
Текст № 13. Самая большая ценность народа – это язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком. ( Д.С.Лихачёв)
Текст № 14. Расписка Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И.А.Бунина « Тёмные аллеи» сроком на 10 дней.
15.04.2003. Е. Петрова
Текст № 15. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью. А также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.
Официально-деловой стиль. Письменные задания. 1. Напишите заявление, используя языковые клише. а) с просьбой разрешить Вам академический отпуск; б) с просьбой принять Вас на работу; в) с просьбой разрешить сдать экзамен в иные сроки. Клишированные формы: 1) просьба выражается: - Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т.д.); - Прошу Вашего разрешения ( согласия) + на что ( на зачисление, на выезд и т.п.). 2) конструкции для ввода аргументации: ввиду того, что… в связи с тем, что… на основании того, что… учитывая (что?)… так как…
2. Напишите доверенность, употребляя слова официально-делового стиля: податель настоящий удостоверяется причитающаяся сумма по истечении и др. Клишированные формы: Кто? + доверяю + кому? инфинитив ( получить…)
3. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.
Директору автобазы № 2. От Никифорова Л.Н.
Заявление
Товарищ директор, к вам обращается шофёр автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу. Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь.
Никифоров Л.Н. 2 марта 200..г.
4. Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.
Доверенность Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
16 декабря 200…г. Л.А.Шевчук
5. Прочитайте доверенность, написанную К.И.Чуковским в юмористическом жанре. На чём основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
6. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Отредактируйте предложения.
1. Придётся ещё раз обсчитать все данные. 2. Осталось затвердить всё это на собрании. 3. Он отказал нам под благоприятным предлогом. 4. Был провозглашён приговор суда. 5. На заводе возникло нестерпимое положение. 6. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного задания. 7. Рабочие, что допустили брак, получили выговор.
7. Образуйте словосочетания с данными предлогами.
1) Согласно ( приказ, распоряжение, предписание, заявление, план, договор, соглашение). 2) Вопреки ( сомнение, предсказание, обещание, совет). 3) Наперекор ( судьба, расчёт, злые силы). 4) Благодаря ( забота, уход, внимание, настойчивость).
Резюме10.09.04. ФИО: Зеленский Игорь Олегович Адрес: 614068, г. Пермь, ул. Плеханова, д.7,кв. 11 Телефон: 64-66-33 Дата и место рождения: 11 марта 1960 г., г. Березники Гражданство: Российская Федерация Семейное положение: женат, имею дочь Образование: 1977-1982 – Пермский политехнический институт по специальности ПРОМЫШЛЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО с присвоением квалификации ИНЖЕНЕР-СТРОИТЕЛЬ. 1967-1977 – средняя школа № 1 (г. Березники). Опыт работы: с 1992 г. по настоящее время – начальник отдела строительства в финансовой компании С 1988-1992 – начальник отдела НИИ Гражданпроект С 1982-1988 – инженер НИИ Гражданпроект Дополнительные сведения: Владею многими строительными специальностями, имею опыт работы на компьютере. Мною опубликованы 3 статьи в специальных журналах. Владею английским языком. Имею права на вождение автомобилем. По требованию могу представить необходимые рекомендации. Подпись И.О.Зеленский
Заявление.
Директору школы № 92 Т.И.Дьяковой ( от) Спириной Анны Ивановны, проживающей по адресу: Пермь, ул. Сибирская, д.7,кв. 5.
Заявление Прошу принять меня на работу в качестве учителя русского языка и литературы с 21 августа 2005 г. 20.08.05 Подпись
Автобиография.
Пишется от руки, излагается в произвольной форме от 1-го л. В хронологическом порядке и должна дать представление о жизни, квалификации и общественно-политической деятельности составителя. Основные реквизиты: имя, отчество, фамилия составителя, полная дата рождения, место рождения, сведения о родителях, образование, специальность, вид трудовой деятельности, последнее место работы, награды, поощрения, участие в общественной работе, семейное положение, домашний адрес и телефон, дата и подпись. Каждый новый блок информации лучше начинать с определения времени и графически обозначать абзацем.
|
|