Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе


Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

  • исключение,
  • обобщение,
  • упрощение.

1. Исключение:

  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена гипонимов гиперонимом;(см.пояснения в конце статьи)
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

Шаблоны для сочинения части 3. С2.1

1. Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении : (":") запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении : (":") запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые - очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: "Казнить нельзя, помиловать".

2. Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие - очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

3. Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире - очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

4. Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация - важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: "Казнить нельзя, помиловать". Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении : (":") Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении : (":")

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

5. Зачем нужна орфография?

Орфография - важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении : слово ":" пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной :,) А если бы мы написали это слово ":", то предложением получило бы совсем другой смысл. :

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

Пример сочинения - рассуждения: "Зачем нужны знаки препинания?"

"Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.

Вот предложение 8 текста: "А какие тогда можно было купить цветы?" Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда.

Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.

Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29).

Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.

Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон".

(148 слов)

В работе дан анализ функций знаков препинания, свидетельствующий о довольно высоком уровне филологической подготовки экзаменуемого. Здесь не только указаны смысловая и интонационная функции пунктуации, но и приводится структурно-грамматическая дифференциация знаков (выделяющие и разделительные знаки). Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.

Логика нигде не нарушена, речевые связки между предложениями и абзацами текста есть, абзацное членение соответствует микротемам.

ТЕКСТ
(на основе которого предлагается написать сочинение - рассуждение)

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...

(По В. Крапивину)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку..."

Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения

Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет прежде всего умение

создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.

Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам.

При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Писать сочинение по следующей схеме:

  1. Вступление
  2. Тезис (основная мысль, которая объединяет прочитанный и прослушанный тексты)
  3. Доказательства, аргументация
  4. Свое мнение
  5. Вывод

Пример сочинения-рассуждения:

Вступление

О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящен отрывок из произведения В.П.Крапивина "Бронзовый мальчик" 1994г. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: "Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку..."

2 вариант вступления.

Одно из лучших произведений Владислава Петровича Крапивина "Бронзовый мальчик" (1994 г.) , рассказывает о сложной, но увлекательной жизни мальчика Дани по прозвищу Кинтель. В нем через судьбу обыкновенного подростка отображается вся сложность современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна обладать музыка, способная влиять на формирование человеческого характера. "Cлyшать пpекpасное - значит yлyчшаться", - утверждал еще Аристотель. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: "Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку.."

Тезис (основная мысль,)

По-моему, смысл финала текста заключается в том, что "Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже" - и это то главное, что отмечает автор в предложении №14. Почему же героя сразу "взяла в плен" маленькая скрипачка?

Во-первых, мне кажется, потому, что "девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое".

Во-вторых, Кинтель "был способен на душевные порывы".

Мальчик побрел домой, унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе неизвестное. Не случайно автор и герой называют скрипачку не "девчонка", не "девчушка", а "девочка".Такая форма слова говорит о серьёзном и уважительном к скрипачке. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный Кинтель долго ещё слышал скрипку.

Я думаю, что когда Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал эту музыку и девочку, которая от музыки была неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о Дюймовочке.

Заключение

Да. Музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка - могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.

Пояснение:

Гипероним - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).

Например: трава, папоротник, понятие, в отношении к другому понятию выражающее подвид, более конкретное понятие. В отношении некоторого множества объектов, гипонимом является понятие, отражающее подмножество к исходному.

Примеры гипонимов:

 

 

 

Рекомендации по квалификации ошибок

 

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Прочитав текст, мне многое стало ясно; Ознакомившись с рассказом, меня взволновала мысль; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, как-будто, полапельсина.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)     в исключениях из правил;

2)     в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)     в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4)     в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);

6)     в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7)     в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

 

 Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв от­носятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между сло­вами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками стано­вятся различные описки и опечатки, выз­ванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных  обычно относят:

-         пропуски букв: ... весь роман  стоится (следует: строится) на этом конф­ликте;

-         перестановки букв, напр.: ...новые  наименования пордуктов (следует: продуктов);

-        замены одних буквенных знаков другими,  напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);

-         Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <...> (следует: даже).

 

 

Подготовка к ГИА. Тренировочные изложения и образцы ученических работ. Информация для экспертов.

Текст для изложения.

 Что хранит человеческая память? Вообще, зачем помнить о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его первая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной.

     Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь – не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость.

      А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом.

      Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

                                                                                              (По В.Соловову)

 

Проверка и оценивание задания С1.

 

№ абзаца

Микротема

 

1

    Мы помним то, что наполняет нашу жизнь, делая её более объёмной, глубокой, осмысленной.

2

    Память оживляет прошлое и даёт ощущение протяжённости жизни.

3

     Эта протяжённость дополняется объёмом за счёт того, что воспоминания связывают жизнь человека с жизнью других людей.

4

     Через личные воспоминания, связанные с историей страны, человек ощущает свою причастность к течению жизни, что наполняет его существование смыслом.

 

 

Образцы ученических работ для проверки задания С1.

 

Изложение №1.

    Что хранит человеческая память? Зачем помнить о том, чего уже нет? Память хранит детали, лица, картины, поскольку их нет и вернуть их невозможно. Живут и незаметно наполняют наши жизни, делает её объёмной, глубокой, осмысленной.

     Я помню всё что когда-то было и в моих ощущениях это не унылый перечень дат. Следовательно я живу не только сейчас но и в прошлом, моя жизнь не мгновение, она обретает протяжённость.

     А ещё через воспоминания моя жизнь связывает других людей. Я помю лица, храню разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в своей жизни.

     Но в моих воспоминаниях несут на себе отпечаток уходящей эпохи. А это значит я стал причастен к истории. Я чувствую себя их частью благодаря способности помнить, моя жизнь наполнилась смыслом.

 

Изложение №2.

    Что хранит человеческая память? Вообще, зачем помнить то, чего нет? Разве кому-то важно как научился писать, в каком платье была его любимая учительница. Наша память хранит множество вещей, лица друзей и близких, которые уже лишены смысла и вернуть их уже невозможно. Воспоминания живут и делают нашу жизнь объёмной и упорной.

    Я помню то, что было когда-то. Жизнь не мгновение. Следовательно я живу не только сейчас, но и в прошлом.

    Через воспоминания моя жизнь связана с лицами других людей. Я помню лица, жесты, разговоры. Я не один в моём прошлом.

    Я причастен к истории через личные воспоминания, отпечаток прошедшего времени уходящей эпохи. Я не Иван, не помнящий родственность течении общей жизни. Я помню, и  в  моей жизни есть смысл.

 

Изложение №3.

    Что хранит человеческая память, зачем мы помним то, чего уже нет, что нельзя вернуть? Врятли кто-то помнит, как учился писать, в каком платье ходила его любимая учительница, какой дом стоял на месте торгового центра. Наша память хранит множество картин, которых нет, но они наполняют нашу жизнь.

    Я помню прошлое, значит, оно не безжизненное, это череда жизненных ситуаций. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом сейчас. Он обретает протяжённость.

    Я помню лица своих друзей, а значит, я не один в своём прошлом. Но мои личные воспоменания несут на себе оттенок прошлого, связанного с историей моей страны.

    Благодаря моей способности помнить моя жизнь яркая и красочная. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, причастный к жизни народа.

Текст для выполнения задания С2.

 

   (1) Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2) Даже число запомнилось -28 июля. (3) Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.

    (4) Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6) Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7) Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.

     (8) По одну сторону дорожки – кусты малины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9) А на другом конце, у сараев, стояли два шиферных вигвама могикан. (10) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю,  и стало светло. (12) Мы кинулись к окну, а рябины нет.

     (13) Там, где разрослись кусты малины, - тёмный угол. (14) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

 (15) Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли. Пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16) В этом тёмном уголке – самодельные качели.

     (17) К амбару пристроен курятник. (18) Кур, правда, тут давно нет.

(19) При игре в прятки это было самым укромным местом. А вечером туда вообще заходить боялись.

     (20) Налево от дорожки – огород. (21) Вернее, это был сад-огород.

(22) Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23) В углу сада стояла беседка.

     (24) Как счастливо жили мы в этом доме! (25) Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26) Но с течением времени всё сильнее  вкладывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?

(27) Конечно, дом – это воспоминание. (28) Это – детство.

     (29) теперь дом сломали – детство кончилось.

     (30) Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.

                                                                                        

 

( По Л.Бахревскому)

 

 

 

 

 

Образцы ученических работ для проверки задания С2.2.

 

Задание: Как вы понимаете смысл последних предложений текста «Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же»?

 

Сочинение №1.

    Последние предложения в тексте говорят нам о том, как они дорожат своим домом, помнят все мгновения, проведённые в нём и хотя, чтобы всё было, как раньше.

   Дом, в котором автор провёл своё детство ему запомнился на всю жизнь «Конечно дом – это воспоминание». Потеряв дом, он потерял единственное, что связывало его с детством «Теперь дом сломали – детство кончилось…» Но несмотря ни на что нужно стараться сохранить свои воспоминания.

 

Сочинение №2.

    Смысл последнего предложения, что этому человеку хотелось бы вернуться в свои счастливые моменты жизни – в детство.

   Он хотел бы сделать свой будущий дом таким же как и в детстве. (5-6) Чтобы его сарай и двор, и даже деревья, были те же самые. (8-10) Для него и для его брата это были лучшие моменты их жизни. (24-26)

 

Сочинение №3.

    Смысл последних предложений текста я понимаю так, что ребята любят те места, где они родились и выросли, где прошли лучшие годы их детства.

    Рассказчик  с радость рассказывает о родных местах. «По одну сторону дорожки – кусты малины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов». Он сожалеет, что детство закончилось, а на месте дома, в котором они жили, построили многоэтажные дома. «Конечно, дом – это воспоминание. Это детство. Теперь дом сломали – детство кончилось». Им пришлось уехать.

     Уезжая братья дали обещание, что когда вырастут обязательно построят дом, похожий на тот, в котором они жили. И чтоб сад, и сарай был. Ведь только здесь они чувствуют себя детьми.

 

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий

Грамматические ошибки

Таблица 6

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы 

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

             

Речевые ошибки

Таблица 7

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

 

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1)      ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (нор­ма: движет);

2)      неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря,  научит  делать календарные расчеты быстро и точно ( следует: ...даст.., научит... или  ...дает..., учит...);

3)      ошибки в употреблении  действительных и страдательных причастий: Ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)  неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

6) Эти ошибки  связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и  возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых:

1)       Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (пра­вильно...: это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо.: ...нужны сме­лость, знания, честность);

2)     ошибки, связанные с употреблением  частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушалась в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы», ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «... всего две проблемы».

3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4)       Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста  понимает  не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это  нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  неудачное использо­вание экспрессивных средств,  канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:

1)       неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю   в «Философский  словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе до­полнение с предлогом «на» (взглянуть на  кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложе­нии, имеет дополнение с предлогом «в»;

2)       ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах. Вместо слова известно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним — место {Реклама занимает много места в нашей пе­чати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены.

3)      ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точ­ности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).

4)      разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно,  талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Есть работы, в которых были допущены  грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу  ошибки, связанные с на­рушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения за­конов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1)      сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;

2)      в результате  нарушения логического за­кона тождества,  подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок  следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нару­шениями требований к последовательнос­ти и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения  и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала логическая связь с основ­ной частью изложения или эта связь была очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;  сделаны неудачные смысловые переходы меж­ду предложениями. В основной части работы содержались  ненужные, не имеющие от­ношения к теме сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть  иногда была выстроена непоследовательно и хаотично,  перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлека­ющими внимание от главной мысли,  или была неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто  было совсем не мотивировано исходным текстом.

 

Ошибки фактические (фоновые)

В работе выпускника  могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п., то есть  приводятся факты, противоречащие действительности, напр.:: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
«Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;

- неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

 Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода свя­зано с работой над повышением интеллек­туального и культурного уровня (фоновые знания).


Когда ошибка не должна влиять на оценку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

-   В переносе слов.

-     Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

           Прописная / строчная буквы

-         В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

-         При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

-         В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

- На правила, которые не включены в школьную программу (например,    правило   слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

 

ПУНКТУАЦИЯ

-         Тире в неполном предложении.

-         Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.

-         Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.

-         Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.

-         В передаче авторской пунктуации.

 

 

 

 

           Открытый урок по теме «Имя числительное» в 6 классе.

(повторительно-обобщающий)

Цель: обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного; учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать интерес к изучению родного языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.

Ход урока.

1. Вступительное слово и постановка цели урока перед учащимися.

Доклад хорошо подготовленного ученика о роли цифр в нашей жизни.

(учитель может рассказать сам).

       Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра говорит с нами об очень многом: она знает, сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она знает, сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки выпивают в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Мы постоянно сталкиваемся со счётом. Сегодня урок будет посвящён числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового.

2.Блицопрос.

- Что такое имя числительное?

- Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

- На какие 2 группы делятся числительные?

- Назовите разряды количественных числительных.

- Как склоняются порядковые числительные?

- Как склоняются составные количественные числительные?

- Какие числительные имеют только 2 падежные формы?

- В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

3.Определите,к какой части речи относятся данные слова.

    Десять, двойной, утроить, десяток, два, тройной, удваивать, пятёрка,

тройка, трое ,сотый, единственный, тройник, пятак, десятый, пятеро, сотня.

Заполнить таблицу.

 числительное

 прилагательное

        глагол

существительное

 

 

 

 

Проверка таблицы. Взаимооценка.

4.Работа с материалами из энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Самое глубокое озеро в мире.

Самая длинная река.

Самая высокая горная вершина.

4.

 

 

Какие числительные встречаются в данных текстах? Определите их разряд.

( или: Что вы можете сказать о числительных данного текста?)

5.Работа стекстом.

1.Прочитайте текст.

2. Выпишите слова с пропущенными буквами.

3. Определите стиль текста.

4. Чем необычен этот текст?

5. Какое изобразительно- выразительное средство используется в данном тексте?

6. Определите части речи с числовым значением.

6.Фразеологическая пятиминутка.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение из истории фразеологизма мерить на свой аршин.

     Теперь каждая мера длины или веса в культурных странах имеет всегда одну, установленную законом величину. Повсюду есть свои особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер. Не так было раньше.

     На Руси издавна была принята восточная мера длины- аршин, или локоть (арш-по-персидски «локоть»). Но очень долго никто не знал, чему же в точности должен быть равен аршин и с чем его сравнить.

     Выделывали аршины кустари по деревням и,конечно, ни за какой особой точностью не гнались. Поэтому каждый человек, продавая или покупая что-нибудь, остерегался пользоваться незнакомым ему аршином, а всячески рекомендовал свой. Купцы имели тайный запас аршинов-и покороче, и подлиннее- и нередко ловко подменяли аршины, когда переходили от покупки к продаже и обратно.

     Теперь вся эта путаница мер забыта, но словами мерить на свой аршин ещё пользуются.

Мерить на свой аршин-это судить со своей точки зрения, оценивать по собственному вкусу, а не так, как принято.

Ребята! Какие старинные меры длины вы знаете? Чему они равны? В каких фразеологических оборотах встречаются?

Аршин=71 см, вершок=4,45 см, дюйм = 2,54 см, фут=0,3 м, сажень=2,13 м,верста=1,06 км.

Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, от горшка 2 вершка, за 7 вёрст киселя хлебать, 7 вёрст до небес, коломенская верста, семи пядей во лбу.

7.Проверка дом. задания.(Нужно было записать названия литер. произведений, в названиях которых есть числительные).

А.Дюма «3 мушкетёра», В.Каверин «2 капитана», Ж.Верн «15-летний капитан», С.Маршак «12 месяцев», А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях».

8.Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.

   До сих пор учёные не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Третьи вообще склонны считать их омонимами. Для этого у учёных есть все основания. Какие? Создайте лингвистический портрет этих слов. Для этого выделите в отдельную группу признаки числительных, в другую -признаки существительных.

 

 

 

Признаки числительных:

1.Входят ли слова в счётную систему?

2.Образуются от них или нет порядковые числительные?

3.Сочетаются ли с именами существительными?

Признаки существительных:

1.Обладают или нет категорией рода?

2.Сочетаются с местоимениями мой, моя?

3. Сочетаются с именами прилагательными?

4. Можно от них образовать новые слова при помощи суффиксов субъективной оценки –онк, чик?

9.Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок.

1) Сестёр у Пети только две, и все две закончили школу с золотой медалью.

2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3) Договор подписан обоими сторонами.

4) У меня есть двое попугаев.

5) Мы ехали пятеро дней.

6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7) Пришлось довольствоваться тысячей рублей.

8)И левый, и правый глаз стали плохо видеть.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выберите один из ответов.

- Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знала ответы почти на все вопросы.

- Я работал(а) хорошо, но допускала негрубые ошибки.

- Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.

- Я работал(а) плохо, т.к не поняла тему, и мне было неинтересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz